Любая жизнь не бесконечна. Зачастую уже в детстве малышу приходится столкнуться с этим. Чтобы горечь от потери любимого животного или члена семьи была наименее болезненной для ребенка, нужно объяснить им, что такое смерть. Правильный подход к этому вопросу позволит ребенку не так остро реагировать на печальное событие.
Нужно ли говорить о смерти детям?
С самого рождения малыш приступает к освоению окружающего мира. Зачастую родители ограничивают это познание лишь доброй, прекрасной стороной, оправдывая свои действия тем, что не хотят пугать и расстраивать свое чадо. Все негативные реалии жизни они оставляют напоследок: «Ребенок познакомится с ними сам, потом».
Руководствуясь самыми благими намерениями, родители не понимают, что резкое столкновение с негативом может вызвать шок у малыша
. Он чувствует, что родители не от всего могут его защитить, ему больно. В таких стрессовых ситуациях родители могут оставить малыша наедине со своей болью, чтобы он сам пережил чувство потери и все понял, или скомкано, быстро и непонятно объяснить, что такое смерть.Психологи считают , что подобное поведение скрывает в себе собственный страх родителя обсуждать вопросы смертности, нежелание сталкиваться с непредсказуемой реакцией своего чада и растерянность от произошедшего.
В любом случае малышу придется анализировать ситуацию самостоятельно, и не всегда ему удается смириться с потерей. Чтобы избежать стрессовых ситуаций, психику ребенка необходимо готовить не только к прекрасным событиям, но и печальным, не откладывая это в долгий ящик. Рассказать, что все люди и животные смертны. И если они умрут, то ребенок их не увидит больше никогда. И начинать это нужно уже тогда, когда он подошел с вопросами о смерти.
Как дети воспринимают смерть?
Дети воспринимают смертность человека и ухода его из жизни по-разному.
В первую очередь, это зависит от их возраста:
- До трех лет малыш еще не осознает, что такое вообще случается, а вопросы может задать только, если столкнется с потерей близкого родственника.
- Дети дошкольного возраста рассматривают сам факт смерти как исполнение своего желания, поэтому зачастую у них возникает ощущение вины, если они в гневном запале пожелали, чтобы человек «исчез»; впечатлительные дети в этот период боятся отпускать родителей, чтобы не потерять их.
- Младшие школьники уже осознают разницу между жизнью и смертью, но при этом думают, что их близким людям и им самим эта участь не грозит; в этом возрасте они представляют смерть в виде какой-то персоны (бабушка с косой, скелет), которая приходит «забрать» чужую жизнь.
- Подростки к вопросу относятся по-взрослому, осознавая неизбежность процесса; многие стараются не рисковать, но некоторые продолжают верить в обратимость смерти и поэтому соглашаются на рискованные действия и проявляют суицидальные наклонности.
В процессе своего развития ребенок проходит все стадии осознания смертности человека, начиная с неверия и отрицания, продолжая негативным отношением к происходящему (злоба, слезы, депрессивные настроения) и заканчивая принятием самого факта.
Дети многое переживают в себе, а это может привести к неврозам, аутоагрессивным склонностям и состоянию постоянной тревожности.
Как объяснить малышу правильно, что значит умер, умереть, смерть?
Трехлетний малыш может воспринимать весь окружающий мир, который видит. Поэтому ему лучше приводить примеры изменчивости и непостоянства мира, основываясь на окружающем.
Сначала следует указать на противоположности в окружаемых объектах:
- Солнце встает, рождается, освещает день, а вечером временно исчезает, чтобы к следующему утру вернуться.
- Листья на деревьях появляются весной, а осенью – опадают и остаются на земле. Они не возвращаются потом на ветки, а остаются лежать на земле. А весной рождаются новые листочки, которые осенью уйдут.
- Цветочек весной вырос, а осенью увял и больше уже не оживет.
На вопрос «Может, они умирают?» не стоит давать категорично положительный ответ . Ведь опавшая листва или увядший цветок преобразуются в гумус и постепенно становятся частью земли, чтобы в последующем вновь появиться в виде дерева или цветка. Таким образом, у всего есть начало и конец, который предполагает дальнейшее продолжение в новом статусе.
Затем переходят к объяснению на животном уровне.
Таким образом, ребенка подводят к тому, что смерть – это перемена внешней формы. Например, листок упал, завял, но не умер. Его жизнь продолжается в другом образе. Каждое животное рождается, проживает свою жизнь и умирает, когда закончится его время. То же самое происходит и с человеком.
И тут возникает вопрос: «Что будет после смерти?» . Человек перестает чувствовать свое тело, но продолжается в других людях, даже если их не видно.
Во время объяснения родителям следует придерживаться таких правил:
- Не путаться в объяснениях! Ведь смерть – это естественно так же, как и рождение. Бояться ее бессмысленно.
- Быть объективным . Абстрагироваться от собственного ощущения смерти. Вполне возможно сами родители в детстве получили неправильное объяснение, не нужно малыша запугивать.
- Объяснять от простого к сложному : сначала в беседе приводить простые примеры из неживой природы, потом – из мира животных, а затем уже поговорить о человеке.
Перед обсуждением понятия
К объяснению смерти нужно подойти ответственно, предварительно подготовив психику малыша. Важную роль в этом деле играет его близость с мамой.
Совет! Для развития эмоционального восприятия ей нужно укреплять эмоциональную связь регулярным взаимодействием и доверительными беседами. Ребенок должен осознавать, что он любим, что мама ему в любом случае будет сопереживать, сочувствовать.
Нужно развивать в малыше чувство сопереживания, рассказывая, что цветку больно, если его срывают. Те же чувства испытывает котенок, которого ударили. Пожалеть нужно и человека, которому плохо. Примеры можно привести из различных сказок и мультфильмов, направленных на развитие чувства сопереживания. Можно почитать произведение Г.Х.Андерсена «Девочка со спичками», где у ребенка смерть вызвала врожденное чувство страха потерять другого человека.
Малыш примет объяснения, научится сострадать, сопереживать, вынесет собственные эмоции. Главное, сделать это постепенно .
Если умер близкий родственник ребенка – правильные слова
Бывает, что со смертью ребенок столкнулся до того, как узнал об этом явлении. Некоторые родители говорят, что родственник просто далеко уехал, оставляя в душе ребенка надежду на его возвращение.
Постепенно до малыша доходит, что уехавший попрощался со всеми, но не с ним. А если еще родители говорят, что у него все хорошо, то чадо начинает воспринимать «сбежавшего» родственника, как предателя. Это чревато разрушением веры в прочные и надежные отношения. Если в итоге выяснится, что родственник никуда не уезжал, ребенок перестанет верить тем, кто его обманывал. Именно поэтому важно говорить правду о том, что случилось.
При этом нужно учитывать возраст слушателя, чтобы подобрать необходимые слова, и такие правила:
- Не паниковать! Успокоить ребенка, обнять его и рассказать все о смерти, но с конца, начав с человека и закончив неживой природой. Конечно, это будет не постепенно и совсем не спокойно, но уровень стресса у малыша существенно понизится. Также в этом вопросе можно придерживаться религиозных взглядов, объясняя, что умерший стал ангелом и теперь находится на небе. В этом случае нельзя превращать небесные силы в карательные («Маме там лучше», «Бог забрал ее»).
- Не заменять слово «умер» на «уснул» . Это мешает ребенку понять случившееся, а также может провоцировать возникновение страха ко сну, который проявляется в кошмарных снах, трудном засыпании и боязни спать одному.
- Если родственник умер в результате болезни, объяснить , что врачи боролись за его жизнь как могли, но заболевание было очень серьезным. Во избежание фобий важно отметить, что не всегда болезнь завершается летательным исходом.
- В ближайшее время следует понаблюдать за поведением малыша , оградить его от других стрессов, заботиться, чтобы он почувствовал себя защищенным и смог справиться со своим состоянием.
- Избегать разговора об умершем. Любой интерес ребенка нужно удовлетворять с учетом его возрастных особенностей.
- Отталкивать ребенка, заставлять его чувствовать ненужным и брошенным. Следует избегать высказываний, что жизнь со смертью какого-то члена семьи закончилась.
- Оценивать поведение малыша с точки зрения умерших родственников («Дедушка бы не одобрил»). В результате может возникнуть чувство вины за «плохие» поступки.
- Говорить неправду, даже если она кажется более приемлемой в конкретном случае.
- На вопрос ребенка: «А ты умрешь?». отвечать: «Никогда». Это тоже ложь. Лучше честно сказать, что собираешься жить до глубокой старости.
- Осуждать малыша за негативные эмоции – ему сложнее, чем взрослым, смириться с потерей, со временем ему станет легче. Лучше побеседовать с ним по душам.
- Упрекать детей за веселье и радость, когда родственники ходят в трауре. Так родители вызывают в ребенке чувство вины, не позволяют ему смириться с утратой.
Каждый ребенок уникален, и все они уязвимы. Задача родителя – помочь избежать психологических травм, чтобы малыш вырос с ощущением уверенности. Психологи утверждают, что ребенок, не понимая смысла понятия «смерть», копирует отношение к ней со взрослого. Поэтому важно , чтобы отношение у малыша к этому процессу было адекватным .
Младенцам, не достигшим трехлетнего возраста, понятие «страх смерти» абсолютно ни о чем не говорит. Да и само чувство страха к ним приходит с первыми травмами или же отсутствием матери. Развиваясь и познавая окружающий мир, ребенок в этом возрасте начинает замечать вокруг себя мертвых насекомых, птиц, животных, домашних питомцев или, что еще хуже, переживает смерть близких людей. Эти события в психике малыша оставляют неизгладимый след, принося с собой чувство страха перед темнотой и одиночеством. Так с ранних лет в человеке формируется страх смерти.
Вполне естественно, что, столкнувшись с такими проблемами, ребенок старается найти ответ на массу вопросов, с которыми он приходит к взрослым. Какова же наша реакция? Невнятные, придуманные на ходу ответы, вроде: «Мы с тобой не умрем. Не бери глупого в голову». Попытка отвести ребенка от реальности заполнит его голову фантазиями, куда более страшными, чем правда, что только ухудшит ситуацию. Характерной чертой детей этого возраста является бесстрашие, позволяющее переступать через любые границы опасности. Осознание же действительности в дальнейшем становится своего рода защитой для ребенка, теперь он начинает оценивать свои поступки, их ответственность для собственной жизни. Страх заставляет малыша прислушиваться к советам родителям, отодвигая на задний план былую смелость и безрассудность. Поэтому, как бы вы не боялись напугать своего ребенка, правдивый разговор о смерти все же очень важен в его развитии.
Конечно же, начало этого диалога с ребенком пугает родителей, ведь мы так стараемся оградить малыша от реалий нашего взрослого мира, не нарушая его детскую психику. Однако, это наоборот поможет ему более стойко воспринимать и переносить внезапное горе, адаптироваться к более суровому будущему. Чтобы все же не травмировать внутренний мир ребенка, необходимо учитывать некоторые особенности при разговоре о смерти.
Во-первых, очень важно спокойно отреагировать на эту тему, ведь она всплывет спонтанно, неподготовлено. Неуверенная и испуганная интонация вашего голоса обязательно передастся ребенку. Он будет напуган еще больше, возникнет мысль о том, что он начал запретную тему, после чего последует наказание. Начните разговор с фразы: «Я попробую тебе объяснить…».
В своем общении маленькие дети используют короткие предложения и фразы. Они не способны воспринимать сложную информацию с многочисленными рассуждениями. Поэтому говорите на языке детей: кратко, четко и доступно. Для него это будет очень важно.
Тема смерти очень серьезна. И если она затронула ребенка, значит, настал момент, когда он готов в ней разобраться и воспринять ее, какой она есть. Дайте ему честный ответ, добавив, что все живое в мире не является вечным.
Вопрос смерти всегда застает родителей врасплох. Что же ему ответить? Что он хочет услышать в ответ? Наиболее часто детей интересует следующее…
«А мы с тобой умрем?». Этот вопрос тревожит детей больше всего. Не стоит обманывать ребенка, как уже писалось выше. Необходимо правдиво рассказать малышу всю его будущую длительную жизнь, акцентируя внимание на положительных моментах и на том, что конец жизни еще далеко-далеко. Хорошо развитый инстинкт самосохранения подтолкнет ребенка на следующий вопрос: «А как можно этого избежать?». Сказки о вечности, придуманные вами в ответ, со временем развеются, оставив после себя глубокую душевную травму от потери близких людей и чувство обмана.
Ребенку трудно понять жизненный процесс. Поэтому вполне логичен вопрос: «Почему так происходит?». Расскажите ему об органах человека, которые со временем стареют и не могут бороться с болезнями, в результате чего он умирает.
Детей также интересует похоронная процессия, внушающая страх даже взрослым. Не бойтесь рассказать о ней ребенку. Опишите весь процесс, что происходит с умершим, о том, как потом приходят к нему на кладбище с цветами, как ухаживают за могилой. После этого детей часто интересует, видят ли их умершие родственники. В этом случае полезным будет упоминание о душе человека. Поведайте малышу о душе, которая после смерти человека отправляется на небо и потом оттуда приходит к нам во сне и передает привет, радуется, когда мы вспоминаем об умершем.
Видя горечь от потерь близких нам людей, дети учатся эмоциональному сопереживанию. Родительский долг в таких ситуациях - научить ребенка должным образом переносить горе и утраты.
Не знаете из какого материала установить памятник? Выбор номер один - памятники из гранита . Такой памятник прослужит не один десяток лет, при этом будет выглядеть, как новенький. Отдайте дань памяти вашему родственнику покинувшего этот мир.
Индивидуальная жизнь конечна. Так или иначе, но каждый человек с этим сталкивается. И сделать это столкновение наименее болезненным для ребенка –важная задача родителей. В том, как объяснить ребенку, что такое смерть кроются многие последствия для него во всей последующей жизни.
Познавать мир ребенок начинает с рождения. И обычно родитель пытается показать ему мир с доброй стороны, со стороны прекрасного: не пугать, не расстраивать его. «Пусть ребенок насладится всем тем, что ему дается, и пусть детство для него будет радужным и прекрасным. А с реалиями окружающей действительности он уж сам познакомится потом», - думает родитель. И ошибается.
Хотят они вместе с ребенком или нет, но мир врывается в детское мироощущение, не оставляя место радужным картинкам. К чудесному или ужасному в этом мире должен подготовить родитель, заботясь о последующем выживании ребенка. Слишком часто родитель откладывает это объяснение или игнорирует детские вопросы о смерти.
Когда же ребенок сталкивается с реальностью – все объясняется скомканно и невпопад. Чаще его оставляют наедине с его переживаниями и болью, ожидая, что тот «воспримет» и сам все поймет. Конечно, на подобный стресс психическое ребенка реагирует незамедлительно – в этот момент ребенок чувствует потерю ощущения безопасности и защищенности , которые должны давать ему родители, он чувствует боль. И эти последствия будут проявляться напрямую в его поведении.
Как объяснить ребенку, что люди смертны? Что хомячки, котики, собачки и прочие живые существа могут не жить? И ребенок никогда их не увидит. Впрочем, как и то, что подобное может случиться и с его близкими.
Объяснять важные вещи с ребенком следует с точки зрения его врожденных свойств. Особым вниманием в этом плане должен быть обеспечен маленький обладатель зрительного вектора – к нему подход должен быть особый (см. ниже). Как это сделать грамотно? Как объяснить ребенку, что такое смерть? Ведь малыш интересуется не просто так. У него есть для этого причины.
Главное – не пугаться самому родителю. Смерть – такое же естественное происшествие в природе, как и рождение. От собственного отношения к смерти стоит абстрагироваться (наверняка оно вызвано тем, что самому родителю это не было грамотно истолковано в детстве). Во время разговора родителю следует быть объективным и не нервничать. Для того, чтобы пояснить – прецеденты в реальности не нужны. Как объяснить ребенку, что такое смерть? Изначально нужно сделать это на словах и простых примерах. Примеры следует приводить от простого к сложному: от неживого уровня природы и выше – к человеку.
Как объяснить ребенку … ? Начнем с простого
Ребенок видит мир вокруг. После 3-х лет он воспринимает уже все то, что может обозревать взглядом. Это дает возможность привести примеры того, что мир изменчив и непостоянен. Прежде всего следует показать противоположности в самых объективных вещах. Видит ли он, как солнце садится за окном и наступает ночь? Да, он видит. Солнце временно исчезает, а утром вновь возвращается - рождается, освещая уже новый, совсем непохожий на предыдущий день. Видит ли, как осенью листья опадают и остаются на земле? Ведь они больше не зеленые, а увявшие, желтые, и падая, не возвращаются на ветки, а остаются лежать до следующего года. А следующей весной на этом дереве будут уже маленькие, новые листья. Они рождаются весной и уходят осенью.
«Может, они умирают?» - нет, они просто меняют форму. Ведь опавшие листья прессуются под снегом, превращаются в гумус, удобрение для земли, и становятся ее частью, чтобы вновь вырасти деревом и листьями на нем. Это уже будут новые зеленые листья, когда-то бывшие другими. Так происходит везде: все имеет начало и конец, чтобы продолжиться в чем-то новом.
Подобные примеры должны быть близки ребенку: это может быть не листва, а цветочек в парке, который ему понравился и увял. Не солнце, а морской прилив (все, что циклично в сутках и сезонах на неживом и растительном уровнях).
Важно – чтобы ребенок воспринимал и соглашался с тем, что ему говорят, ему это также должно быть очевидно. От растительного уровня следует перейти к животному и начать с того,что не взаимодействует напрямую с человеком. К примеру, рыбы – без воды они «засыпают».
«Они умирают? Они же больше не могут плавать и дышать под водой». И здесь с рыбой также как с листвой, которая прекращает быть зеленой и прикрепленной к ветке. Да, она не дышит и не плавает больше, но рыба продолжается в природе тем, что является пищей для многих других рыб или животных. А с теми в свою очередь случается точно также. Куры, коровы, птицы – все они рождаются и умирают.
Как объяснить ребенку, что такое смерть? Смерть – это смена внешней формы. Как с листиком: он упал, на ветке его уже не видно, и это выглядит как смерть, но на самом деле все продолжается. Если смотреть только на отдельный листик, на отдельного кролика или любое другое животное – то он начался, родившись, был маленьким, вырос, стал большим и умер – закончилось его время. Но не бывает отдельного кролика или отдельного хомячка – все мы живем друг рядом с другом. То же случается и с людьми.
Как объяснить ребенку, что с ними будет после смерти? После смерти ничего нет, эти люди не чувствует тело, они продолжаются в других людях, даже если это не очевидно для ребенка.
Объяснять факт смерти для зрительного ребенка – процедура щепетильная, требующая предварительной подготовки для ребенка. Эмоциональное восприятие ребенка должно быть достаточно развито, чтобы он не получил сверхстресс.
Это достигается близкими отношениями с мамой. Эмоциональная связь с ней должна ежедневно подкрепляться доверительным общением, постоянным взаимодействием мамы и ребенка, чтобы ежечасно он знал, понимал, чувствовал, что его любят, что мама рядом и готова разделять все его чувства и переживания.
Во-вторых, необходимо постоянно развивать в ребенке чувство сопереживания : обращая его внимание на то, что цветочку больно, если его сорвали, собачке, если ее ударили, и, самое главное, когда человеку плохо, его надо пожалеть.
Примеры для развития чувства сопереживания нам в избытке предоставляют сказки и мульфильмы нравственного содержания, направленные на пробуждение именно этого чувства. Прежде чем говорить с ребенком о реальной человеческой смерти, о которой часто навязчиво спрашивают такие дети, следует показать ее в качестве причины для сострадания на примере как «Девочка со спичками» Андерсена, когда смерть станет причиной для сопереживания ребенком врожденного страха смерти не за себя, а за другого человека и ужаса, от страха потерять собственную жизнь он не почувствует.
Зрительный малыш будет переживать, сострадать и выносить собственные эмоции. Рассказ о листьях станет для него реальной проекцией того, что события сказки также могут случатся и в жизни. Главное, подвести его к этому плавно и последовательно.
Если же так вышло, и родитель не успел или не знает, как объяснить ребенку, что такое смерть, когда в жизни уже случился такой прецедент с кем-то из близких – не стоит паниковать. И тем более не стоит оставлять ребенка в неведении. Нужно обнять его, и напоив теплым молоком, рассказать вышеприведенное объяснение с конца: от уровня человек до неживого уровня. Это будет не так плавно и спокойно для него как в первом случае, но так степень стресса у ребенка значительно снизится. В ближайшее время его следует внимательно ограждать и беречь от стрессов, пока он не справится с таким состоянием посредством заботы и состояния защищенности, предоставляемой родителями.
Детки – разные, для каждого из них есть свои уязвимые стороны, и важно понимать потребности каждого, чтобы помочь избежать психологических травм, вырасти с ощущением уверенности. Знания по системно-векторной психологии Юрия Бурлана http://www.yburlan.ru/training/ дадут вам несравнимое преимущество - полное понимание психического своего ребенка, того подхода в воспитании, который будет для него наилучшим.
Статья написана по материалам тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Смерть близких
Утрата близкого человека - несомненное горе и испытание для всей семьи, но отдельный вопрос всегда касается детей. Ситуация осложняется тем, что окружающие ребенка взрослые сами находятся в угнетенном состоянии эмоционального потрясения.
Детское понимание смерти
Первое представление о смерти появляется у ребенка в возрасте 2-3 лет. Безусловно, в этом возрасте дети еще не осознают понятие смерти, но сталкиваясь с ним в сказках, в рассказах взрослых, начинают интересоваться и задавать вопросы.
В возрасте 5-7 лет ребенок проходит через первый этап понимания смерти, что связано с развитием логического мышления дошкольника. Ребенок в этом возрасте осознает, что все люди стареют, умирают, что на свете существуют аварии и болезни, а главное - ребенок вдруг понимает, что все это касается и его самого, и его близких людей . Дошкольники могут задавать много вопросов о смерти, бояться отпускать от себя маму и других родных людей.
В младшем школьном возрасте эмоциональность переживания вопросов жизни и смерти несколько снижается, но ребенок продолжает постигать это понятие на интеллектуальном уровне, познавая мир вокруг себя. Важно в разговорах с дошкольниками и младшими школьниками не обходить стороной этот вопрос, так страхи ребенка лишь усиливаются.
Говорить или скрывать?
Многие взрослые, задаваясь этим вопросом, выбирают вариант скрыть от ребенка печальный факт, аргументируя это заботой о психике малыша либо же тем, что он все равно «еще не понимает». На самом деле, за таким решением во многом стоит и собственный страх взрослого столкнуться с этой темой, с необходимостью как-то обходиться с непредсказуемой реакцией ребенка и общая растерянность.
На самом деле, даже маленький ребенок, еще не способный в полной мере осознать, что означает слово «смерть», на эмоциональном уровне остро ощущает происходящие вокруг него изменения. В то же время общая позиция психологов сводится к тому, что любое горе требует времени на проживание, и только прожив эту эмоцию человек способен вернуться к полноценной жизни. Нередко сразу после трагедии близкие не решаются сказать ребенку правду, прикрываясь легендами о длительных командировках или болезнях, но в какой-то момент становится очевидным, что правду сказать придется. Такая «отсроченная» правда часто еще сильнее травмирует ребенка.
Таким образом, важно донести до ребенка горькую правду при первой же возможности . И быть рядом, помогая малышу пережить утрату. В зависимости от возраста, осознание может прийти к ребенку не сразу. Постепенно взрослея, он будет возвращаться к пережитому и наделять смерть близкого все новыми смыслами, осознавать ее глубже и глубже.
Как объяснить ребенку смерть?
Часто говоря ребенку о смерти близкого, взрослые стараются избегать употребления самого слова «смерть», «умер», заменяя их туманными «ушел от нас», «смотрит на нас с неба», «ушел в другой мир» и так далее. Это не совсем правильно, наши туманные формулировки помешают ребенку по-настоящему понять, что же произошло . Потому начиная разговор, важно называть вещи своими именами.
Уже для дошкольников важно также понимать причины произошедшего. Объясните по возможности что произошло, будь то болезнь, авария, несчастный случай. Ребенку важно внутренне выстроить логическую цепочку, чтобы смерть не представлялась ему еще более устрашающей и мистической.
Рассказывая о смерти, отвечая на вопросы о том, где же близкий сейчас, придерживайтесь того, во что верите вы сами . Здесь допустимы любые религиозные модели, но только в том случае, если вы не придумываете их как сказку для ребенка, а искренне верите в них. Можно рассказать ребенку о душе и теле человека, о том, что умерший навсегда остается в памяти любящих его людей. Безусловно важно, чтобы трагическое известие сообщил малышу кто-то из близких ему людей.
Обязательно скажите ребенку о том, что это серьезная трагедия для вашей семьи, что нормально чувствовать боль, одиночество, печаль , что вы разделяете эти чувства, и будете стараться держаться вместе, чтобы помогать друг другу.
Как может отреагировать ребенок?
Будьте готовы к тому, что реакция ребенка может оказаться совершенно непредсказуемой. От безутешных рыданий до внешнего игнорирования новости. Каждый из нас переживает горе по-разному, и дети здесь не исключение. Кто-то из детей старается делить свои чувства с близкими, а кто-то замыкается в себе . Так или иначе, на осознавание произошедшей трагедии требуется время.
Безусловно, ребенку требуется поддержка и помощь в переживании смерти близкого человека. Прежде всего, речь об эмоциональном тепле, важно просто быть рядом, утешать, разделять чувства малыша и принимать их. У ребенка обязательно будет возникать и много вопросов о том, что произошло, как жить на свете дальше, не случится ли такого и с другими близкими и им самим.
Ребенку, переживающему смерть близкого, в большинстве случаев будет полезной специальная работа с детским психологом, позволяющая смягчить переживания, справиться с ними в менее травматичной форме. Рекомендуется обратиться к специалисту и тогда, когда ребенок переживает горе очень остро, и, наоборот, когда он замкнулся в себе и никак не проявляет своих чувств. Особенно актуально это и в ситуации, когда другие близкие ребенка сами очень тяжело переживают случившееся и не могут полноценно помочь малышу.
Потеря близких людей – огромная трагедия и испытанье для всех домочадцев, однако особое внимание всегда уделяется ребёнку. Если подобное трагическое событие маленький человечек переживает впервые, перед родными встаёт неисчислимое количество вопросов. Как сказать ребенку о смерти? Стоит ли вообще обсуждать с ним столь неоднозначную и, несомненно, страшную новость? Что рассказывать, какими словами и в какой момент? Проблема осложнена ещё и тем, что детское окружение само находится в угнетённом состоянии и расстроенных чувствах.
Понимание смерти ребёнком
Понимание смертности и ухода человека из жизни целиком и полностью зависит от возрастных рамок. Стоит рассмотреть этот вопрос поподробнее, поскольку именно детский возраст влияет на особенности и содержание беседы.
До двух-трёх лет ребёнок ещё не осознаёт, что такое смерть, и может заинтересоваться подобной темой, если только из его тесного мирка пропадёт один из родителей, особенно мать.
В возрастном промежутке от двух до семи лет мышление ребёнка имеет несколько магическое содержание, то есть малыш рассматривает произошедшее событие как следствие своего пожелания. Отсюда возникает ощущение вины, если до смерти человека ребёнок с ним ссорился или желал, чтобы «он пропал». Кроме того, ближе к семи годам дети начинают понимать, что в жизни случаются заболевания и аварии, что приводит к гибели людей. Особо впечатлительные ребятишки боятся отпускать родителей от себя.
У младших школьников формируется вполне конкретное мышление. Некоторый магизм может сохраняться, поэтому ребёнок, осознавая разницу между существованием и смертью, думает, что его родители и он сам сможет избежать закономерного конца. Любопытно, что в эти годы начинается персонификация гибели – ребятишки представляют её в виде старушки с косой, скелета и т.д.
Тинейджеры уже способны разделять взрослые взгляды на конец земного существования, считая его неизбежным процессом. Отвлечённое восприятие действительности помогает им принять мысль и о своей гибели. Многие подростки стараются избегать рисков, но некоторые продолжают считать, что смерть обратима. Отсюда – суицидальные склонности и любовь к рисковым поступкам.
Чем старше ребёнок, тем более похожи его реакции на переживания взрослых. Поначалу идёт неверие и стремление отрицать произошедшее, затем начинаются слёзы, злость, депрессивное настроение. И лишь потом происходит принятие случившегося.
Однако следует понимать, что эмоциональные механизмы в детском возрасте не столь совершенны. Вот почему многие ребятишки переживают всё в себе, что выражает в невротических реакциях, аутоагрессивных склонностях и тревожности.
Сказать или промолчать?
Большинство родителей, размышляя над подобным вопросом, предпочитают отмалчиваться и вообще стараются избегать объяснений, даже если ушёл из жизни самый близкий ребёнку человек. Объясняется такой выбор просто – желание поберечь детскую психику либо слишком юный возраст малыша («он ещё ничего не поймёт»).
Важно! За подобным решением, по мнение психологов, скрывается собственная боязнь матери либо отца обсуждать вопрос смерти, нежелание сталкиваться с непредсказуемым реагированием ребёнка и в целом вполне обоснованная растерянность.
Чаще всего детям говорят, что близкий родственник просто уехал в определённое место («далеко-далеко отсюда») и, вероятно, когда-нибудь сможет вернуться. Такое пояснение может показаться взрослому не таким травматическим для психики ребёнка, однако оно, как уверены психологи, крайне вредно для детей.
Получается, что дети продолжают надеяться на скорую встречу с исчезнувшим человеком. Совсем скоро малыш осознает, что пропавший попрощался со всеми домочадцами, кроме него. Помимо этого, если родители говорят, что у «беглеца» всё в порядке, ребёнок начинает думать, что тот попросту не хочет с ним общаться.
Дети теперь воспринимают исчезнувшего человека как предателя и обманщика, что разрушает его веру в прочные и надёжные отношения. А когда родственники всё же скажут правду, малыш перестанет доверять и им.
По мнению специалистов, ребёнку необходимо говорить правду о случившейся трагедии. Конечно, важно находиться в этот момент рядом и учитывать возраст маленького слушателя при подборе слов. Вероятно, малыш поймёт не всё, однако «отсроченный» шок принесёт ему больше вреда, чем негативная реакция здесь и сейчас.
Как детям объяснить смерть близких?
Чаще всего, разговаривая с ребёнком по поводу гибели родственника, домочадцы сознательно отказываются от слов «умерший», «умер», «смерть». Вместо них используются фразы «ушёл в другие миры», «уснул». Подобные высказывания считаются неверными, поскольку такая туманность мешает ребёнку понять, что случилось на самом деле.
Почему нельзя подменять понятия? Откровенность взрослого важна по следующим причинам:
1. Если использовать слово «заснул» вместо «умер», возможно возникновение фобий, которые будут связаны со сном. Проявляются они в кошмарных сновидениях, трудностях с засыпанием, боязнью засыпать в одиночестве.
2. Если смерть близкого случилась из-за болезни, необходимо обязательно рассказать, что медики делали всё, что могли, однако заболевание было слишком серьёзным. Важно упомянуть, что в большинстве случаев болеющие люди поправляются, иначе опять же возможно возникновение разнообразных фобий.
При обсуждении смерти можно предложить тот религиозный взгляд, которого вы придерживаетесь. Маленькому ребёнку часто говорят, что бабушка (мама, другой близкий человек) стала ангелом и теперь будет беречь его с небес, однако её нельзя обнять и почувствовать.
Однако не совершайте распространённую ошибку, делая из Бога ужасное существо («Боженька забрал бабушку», «На всё воля Божия», «На небесах ей лучше»). Ребёнок начнёт думать, что в ситуации повинны высшие силы. Кроме того, если «наверху лучше», то из-за чего тогда плачет мама? Или, вообще, зачем тогда нужна жизнь?
В обязательном порядке следует объяснить ребёнку, что родители разделяют всю его боль, ощущение одиночества и тревогу. Для этого и существует семья, чтобы поддерживать друг друга.
Что нельзя делать?
В беседе с ребёнком важно избегать некоторых распространённых ошибок, которые касаются обсуждения смерти близкого человека. Конечно, в случае трагических событий тяжело сохранять ясность мыслей, однако всё же следует помнить о некоторых рекомендациях специалистов.
1. Не нужно избегать бесед об умершем человеке, напротив, необходимо удовлетворять интерес ребёнка, отвечая на его порой неожиданные вопросы. Так, маленький человечек вполне может спросить: «Что дедушка будет там кушать? А он не замёрзнет под землёй? Когда он оттуда выкопается?» В соответствии с возрастом следует объяснить, как меняется физиология умерших людей.
2. Не заставляйте ребёнка ощущать себя заброшенным и ненужным. Если мать всё время оплакивает умершего супруга, малыш начнёт считать, что «я ей не нужен». Также следует избегать фраз, что теперь жизнь закончена. Например: «Твой братик погиб, а, значит, наша семья теперь не будет счастлива, как прежде».
3. Не нужно давить на ребёнка, говоря, что бабушка бы не одобрила его поведения, поэтому ему необходимо кушать хлеб (хорошо учиться, вести себя правильно и пр.). Подобные слова лишь приводят к ощущению вины за свои «недостойные» поступки.
4. Как объяснить ребенку что такое смерть? Как мы уже отмечали, стоит отказаться от туманных объяснений типа: «Дед уехал в далёкое путешествие в удивительную страну, куда однажды попадают все люди», «Бабушка уснула и никогда не проснётся». Такие двусмысленности лишь приводят к страхам. Также следует осторожно подбирать слова, объясняя, что близкий человек умер из-за болезни.
5. Маме не следует говорить, что она-то уж точно никогда не умрёт. Лучше честно объяснить, что вы не собираетесь покидать этот мир скоро и станете жить до глубокой старости. Вполне допустимая фраза: «Все люди умирают, однако многие живут долго-долго. То же самое ждёт и меня».
6. Не следует осуждать малыша, что он горюет больше остальных. Да, другие уже успокоились, но ребёнок вправе переживать из-за смерти любимого дедушки. Свобода переживаний позволяет лучше отвлечься от утраты, как бы странно это ни звучало. Лучше поговорить с ребёнком по душам.
Кроме того, не нужно укорять ребятишек в том, что они веселятся и играют, хотя другие родственники до сих пор в трауре. Подобные укоры вызывают в ребёнке чувство вины, поэтому многие психологи советуют родителям отвлекать детей от воспоминаний и «разрешать» им проявлять весёлые эмоции.
Брать ли ребёнка на похороны?
Мнения по поводу подобного вопроса разделились. Некоторые психологи уверены, что тягостная атмосфера кладбища совершенно не подходит для маленьких ребятишек. Другие же учёные, особенно зарубежные, выступают за присутствие малышей на похоронах, считая, что прощание поможет сохранить тёплые чувства к умершему.
Ориентироваться в этом вопросе нужно лишь на индивидуальные особенности ребёнка. Если он чрезмерно впечатлительный, эмоционально нестабилен, лучше отказаться от посещения кладбищ. Пусть малыш простится с ушедшим родственником в домашней обстановке.
Через некоторое время можно будет посетить могилу, положив цветочки. Либо, если семья верующая, родители могут сводить ребёнка в церковь (другой храм) – поставить свечку.
Безусловно, следует понимать, что малыш может отреагировать совершенно непредсказуемо на известие о смерти родственника. Прежде всего, это зависит от возрастных особенностей ребёнка. Нельзя отмахиваться и от детской индивидуальности. Одни ребятишки горько плачут, другие – замыкаются в собственном «коконе» эмоций.
В некоторых случаях требуется помощь детского психотерапевта, которые смягчит переживания и переведёт их в более конструктивную форму. К специалистам обращаются в двух ситуациях: если малыш горюет долго и остро либо если он замыкается и не выказывает эмоций.
Как объяснить ребенку смерть близкого человека? Эта проблема действительно актуальна, поскольку трагедия может произойти в любой семье. Именно от поведения домочадцев будет зависеть, как болезненно переживёт малыш эту потерю. Необходимо не скрывать факт ухода родного человека, делиться своими эмоциями и принимать чувства ребёнка, отвечать на детские, порой неоднозначные, вопросы. И, конечно, важно понимать, что потребуется время, чтобы утихла боль и возникла привычка жить по-другому. Задача родителей – помочь преодолеть негативные эмоции и неизбежно возникающий страх смерти.