Первый месяц после рождения сына или дочки пролетает незаметно, но, несмотря на то, чтобы большая часть суток уходит у крохи на сон, он уже учится и осваивает некоторые навыки, чем безмерно радует своих родителей. Маме и папе в этот важный период очень важно научиться понимать и чувствовать своего малыша, а поможет в этом знание того, что должен уметь ребенок в 1 месяц.
В первый месяц после рождения детки активно развиваются и только начинают знакомство с окружающим миром. Родителям не стоит переживать из-за того, что малыш за первые дни может несколько потерять в весе – это связано с тем, что в организме новорождённого находится излишняя жидкость, от которой он и избавляется. Но, спустя пару недель он уже достигает веса при появлении на свет, а затем следует и прирост показателей – примерно на 30 г вдень, так что к месяцу карапуз весит от 3,4 до 4,5 кг. В длину тело детей в этом возрасте может достигать 50-54 см.
За месяц происходит ряд изменений в детском организме, который активно перестраивается, адаптируясь к иным условиям после длительного внутриутробного пребывания:
- постепенно разрушаются кровяные клетки с типом гемоглобина плода, по причине этого изменяется и работа кровеносной системы;
- пищеварение приспосабливается к другому типу питания;
- начинают самостоятельно функционировать дыхательная и гормональная система;
- происходит формирование иммунитета малыша, вследствие проникновения в организм различных бактерий.
Поскольку малыш рождается со сформированным зрением, органами слуха, способностью к тактильным ощущениям, поступающая извне информация заставляет интенсивно совершенствоваться его мозг, нервную систему. Благодаря этому, малыш начинает двигаться и управлять, хоть и не вполне осознанно, разными частями своего тела.
Важную роль в этом играют и заложенные у новорождённого рефлексы:
- сосательный, позволяющий ему питаться грудным молоком;
- опоры и ходьбы, сказывающийся в сгибании суставов;
- поисковый, который проявляется в открывании рта и наклонении головки ребёнка, при нажатии на центр его нижней губы при кормлении.
Есть и другие рефлекторные действия карапуза, способствующие развитию функции нервной системы и все они должны у него присутствовать, что является вполне нормальным.
Одним словом, развитие ребенка в 1 месяц, идёт полным ходом, и родителям нужно фиксировать все достижения малыша, а также их отсутствие, чтобы не пропустить нежелательных нарушений.
Что должен уметь ребенок в 1 месяц
От правильного развития ребёнка в первые и последующие месяцы после появления на свет зависит дальнейшее полноценное формирование органов и жизненных систем младенца.
Есть определённые критерии, по которым можно судить о темпе его роста. Конечно же, это первые навыки грудничка:
- малыш потихоньку учится держать головку, лёжа на животике, и пусть это длится всего несколько секунд, он уже не падает личиком в пелёнку;
- дитя совершает непроизвольные движения ручками и ножками, может прогибать спинку, приподнимать ягодицы, но надо понимать, что пока эти действия неосознанные;
- детишки начинают издавать свои первые самостоятельные звуки – они напоминают бульканье, но уже не похожи на «уаа» новорождённого, это первичные зачатки речи;
- из-за развития слухового аппарата дети уже могут воспринимать звуки, прислушиваться к голосам родителей, в это время, желательно, оградить их от резких и громких звуков;
- развиваются тактильные ощущения карапуза, поэтому он уже способен положительно реагировать на объятия матери и её нежные прикосновения;
- в месяц малыши начинают привыкать к определённому распорядку дня, поэтому могут просыпаться, когда приходит время кормления и засыпать в отведённые для этого часы;
- тело младенца становится расслабленным, а движения более естественными, так как снижается тонус в сгибательных мышцах;
- фиксация взгляда крохи также происходит лишь на какое-то мгновение, но постепенно ребёнок делает это всё более уверенно и долго, причём может следить глазками за движущимися объектами;
- к месяцу дети уже способны различать четыре цвета – жёлтый, красный, чёрный и белый, а также отдельные линии и клетки.
Вступая в зрительный контакт с мамой, грудничок явно получает удовольствие, и на его личике уже можно увидеть осмысленную улыбку – наверное, это самое приятное умение, которое постигает младенец в первый месяц жизни. До этого родители уже успевали заметить первые улыбки своего чада – сначала во сне, потом после купания, и вот, наконец, вполне осознанное проявление чувств, связанное с простой радостью при виде лица самого близкого человека.
Это подтверждает, что в месячном возрасте малыши уже умеют узнавать маму по виду, голосу, запаху, они прекрасно понимают, когда до них дотрагивается материнская рука.
Что нужно уметь в 1 месяц девочке, спрашивают некоторые родители. При постоянном общении с мамой, малышка уже вполне умеет «агукать», издавать другие звуки, даже показывать язычок, повторяя за родительницей.
Таким же поведением отличается и мальчик, уметь в 1 месяц он может «гулить», но при этом причмокивать, кряхтеть и звонко кричать, такими способами разрабатывая свои голосовые связки.
Зная, что должен уметь ребенок в 1 месяц, родители должны помогать малышу совершенствовать свои органы чувств, а для этого необходимы развивающие занятия.
Что должен уметь ребенок в 1 месяц: видео
Что необходимо для развития ребёнка в один месяц
Для маленького ребёнка важно создание благоприятных условий для дальнейшего развития, и это, прежде всего, атмосфера в доме, которая должна быть спокойной и доброжелательной. Поскольку малыш воспринимает внешний мир органами чувств, то ему доступное и понимание эмоционального состояния домочадцев. Когда в семье тёплые, душевные отношения, мир и обстановка тихой радости, это помогает крохе почувствовать себя в полной безопасности.
Разумеется, для развивающих упражнений и игр времени не так много, ведь малыш всё время спит, а моменты активного бодрствования ещё очень кратковременны. Но при правильном распорядке дня всегда можно найти 20-30 минут для того, чтобы пообщаться с малюткой и помочь ему в совершенствовании основных навыков. Рассмотрим, какие упражнения помогут ребёнку быстрее адаптироваться в новой среде.
Для стимуляции зрительной, слуховой функции, улучшения тактильного восприятия можно:
- Взять большую яркую игрушку, держа на расстоянии 60-70 см от личика крохи, подождать, когда она привлечёт его внимание и очень медленно отвести в сторону, постаравшись, чтобы взгляд младенца не отрывался от предмета. Можно приближать и отодвигать вещь, но чтобы она находилась в поле зрения малыша в течение двух минут.
- Каждый день на протяжении 10 минут ребёнку можно негромко включать спокойную, мелодичную классическую музыку, также подойдут отдельные записи некоторых музыкальных инструментов, звучащих нежно и в мажорном ладе. К выбору нужно подходить очень ответственно, ведь это будет первая услышанная малышом музыка в его жизни. После маминого голоса ему будет приятно услышать звуки арфы, флейты, фортепиано. Перед сном можно прослушивать произведения Шопена или Моцарта, утром во время бодрствования – танцевальные мелодии.
- Игрушки, которые будут способствовать развитию слуха и осязания – музыкальные мобили (карусели), погремушки с негромким звуком, подвески на кроватку со звуковым и световым сопровождением. Мобили считаются наиболее предпочтительными для этого возраста, так как они помогают детям концентрировать своё зрение и внимание на отдельных объектах, учат различать звуковые частоты. Одновременно с этим, ребёнок развлекается и находится в хорошем настроении.
Понимая, что должен уметь делать месячный малыш, и памятуя о том, что хватательный и сосательный рефлекс у него сильно развит, имеет смысл купить ребёнку несколько погремушек из материалов разной текстуры, а также книжку для самых маленьких с музыкальными страничками. Резиновые и латексные игрушки-пищалки в виде животных тоже не оставят его равнодушным. Конечно, все эти вещи должны быть выполнены из натурального материала, к тому же, они понадобятся ребёнку чуть позже, когда у него начнут резаться зубки.
Чтобы постепенно укреплять малыша физически, предусмотрены следующие упражнения:
- Младенца кладут на животик, показывают ему яркий предмет и, не торопясь, поднимают его выше и выше. Ребёнку поневоле приходится тренировать мышцы шеи, чтобы поднять головку. Для этого же кроху кладут вниз лицом к себе на живот и начинают с ним разговаривать, обращаясь по имени.
- Чтобы развивать ножки и ручки малютки, ребёнка берут за руки, поднимают их, осторожно опускают, складывают на груди. Ножками малыш должен делать крутящие движения, имитирующие велосипедную езду.
- Купание не только доставит ребёнку удовольствие, но будет положительно влиять на его физическое состояние. Мама может купаться вместе с малышом, положив его к себе на грудь спинкой, держа одной рукой, а другой показывая различные игрушки. Можно учить малыша держаться на воде, поддерживая на руках и покачивая.
Также для нормального кровообращения и снижения гипертонуса месячным детям делают массаж, сгибают и разгибают им ручки и ножки – обычно, эти процедуры проводятся перед купанием или после него.
Понимая, что должен уметь ребенок в 1 месяц, родители могут стимулировать малыша к освоению новых умений, увлекая его интересными игрушками, музыкой или интересными действиями, но самое главное, что во время этих занятий происходит непосредственное общение крохи с мамой, в которой он нуждается более всего.
В конце первого месяца жизни физическое развитие грудничка еще довольно слабое, однако двигательная активность является неотъемлемой частью его жизни, даже несмотря на то, что он пока еще спит по 20 часов в сутки. Одни крохи предпочитают видеть сны на спине в позе «лягушки» — с поднятыми вверх и согнутыми в локтях ручками, а также с согнутыми ножками, раздвинутыми в стороны. Другие дети наоборот любят спать на животике, подтянув к груди согнутые колени и повернув голову вбок — именно такая поза наиболее полезна для малышей , так как их сон в таком состоянии проходит намного спокойнее, да и колики в животе возникают намного реже.
Поведение малыша во время бодрствования
В короткое время бодрствования новорожденный постоянно совершает нескоординированные движения ручками и ножками, так как почти до трехмесячного возраста мышцы крохи находятся в гипертонусе. Если в это время положить младенца на животик, он будет старательно приподнимать голову и стараться удерживать ее по несколько секунд в таком положении, что у него будет успешно получаться.
Как развиваются зрение, мимика, слух и речь малыша
Зрение и мимика
В конце первого месяца жизни младенец хорошо следит глазками за медленно движущимся предметом и если подвесить яркие игрушки над его кроваткой, он будет стараться их достать. Но больше всего кроху привлекают лица людей, поэтому он с удовольствием разглядывает склонившееся к нему лицо мамы, а затем пытается повторить мимику. Уже в 2 недели ребенок начинает высовывать язычок, улыбаться и вытягивать губки трубочкой. Именно сейчас малыш порадует своих родителей первой осознанной улыбкой, которая станет эмоциональным ответом на обращение к нему.
Слух
Хотя в первые 12 месяцев жизни малыш слышит окружающие звуки немного приглушенными, однако уже в конце четвертой недели он не только обращает внимание на звуки, но и активно поворачивает голову во все стороны, пытаясь найти их источник.
Речь
Также хорошо малыш различает и эмоциональное состояние мамы. Если она чем-то раздражена или расстроена, ему тоже будет некомфортно, о чем он и даст знать при помощи плача.
Со временем удастся понимать, что именно хочет сказать кроха своим плачем. Голод, холод или жара, мокрые пеленки, усталость или боль – на каждую причину у него свой звук и тембр плача. А к концу первого месяца жизни кроха начинает издавать свои первые звуки – пищит, фыркает, или даже имитирует слоги.
Подробнее о том, когда ребенок начинает разговаривать – читайте здесь.
Развитие рефлексов малыша
Для того чтобы новорожденный мог легче подготовиться к осознанным движениям, адаптироваться к окружающим его условиям и подготовиться к осознанным движениям, природа наделила его безусловными рефлексами. Чтобы правильно оценить их развитие, проверку нужно проводить в теплом помещении и на ровной поверхности. Малыш не должен быть голодным, мокрым и усталым.
На первом месяце жизни здоровый ребенок должен обладать следующими рефлексами:
- Хватательный – малыш ухватывает и удерживает пальцы родителей, которые были вложены в его ладонь.
- Сосательный – если в рот малыша попадет определенный предмет, он сразу же станет совершать сосательные движения. Доношенный ребенок сразу при рождении наделен данным рефлексом, который остается у него на протяжении первого года жизни.
- Защитный – благодаря ему, кроха при положении – лежа на животе, сразу же поворачивает голову вбок, что позволяет ему нормально дышать.
- Поисковый – если аккуратно коснуться рта (уголка) малыша, он сразу опустит нижнюю губу и начнет усиленно искать грудь. Грубое касание вызовет противоположную реакцию – кроха разозлится и отвернется в другую сторону.
- Ползания – если положить младенца на животик и дотронуться до стоп, он попытается оттолкнуться от взрослого.
- Ладонно-ротовой – если аккуратно надавить на ладонь ребенка, он откроет ротик и слегка наклонит голову.
- Автоматической ходьбы – если приподнять кроху таким образом, чтобы его ступни слегка касались твердой поверхности и при этом немного наклонить тело вперед, то он начнет пытаться «ходить», передвигая в воздухе ногами.
Полезно: Про рефлексы новорожденных.
Основные умения и навыки малыша в возрасте 1 месяц
К концу первой недели каждый, нормально развивающийся малыш, должен иметь некоторые важные навыки. Для того чтобы это заметить, родителям следует не только ухаживать за ребенком, но и постоянно следить за развитием.
Что одномесячный малыш умеет :
- Наблюдать взглядом за медленно двигающимися предметами;
- Хватать ручкой палец или легкую удобную погремушку;
- Лежа на животе, малыш может слегка приподнимать и держать голову;
- Издавать определенные гласные звуки;
- Прислушиваться к шуму и звуку, поворачиваться к его источнику, а также узнавать голос мамы среди остальных;
- Дергаться при резком или громком звуке;
- Улыбаться взрослым в ответ на их улыбку, поглаживания и ласковые слова;
- Фиксировать свой взгляд на склонившемся лице.
Чтобы новорожденный всегда был в спокойном состоянии, при общении с ним не рекомендуется быть нервозным. Начиная с первых дней жизни грудничка нужно часто брать и носить его на руках. Он будет слышать биение родительского сердца, запах материнского молока и успокоится. Поскольку новорожденным нравится качаться, можно покачать его на руках или в детской кроватке.
Обязательно нужно следить за температурой в комнате и влажностью. Кроме того, в ней должна быть комфортная обстановка. Чтобы развивать слух и речь малыша, следует рассказывать ему сказки, стихи и потешки, петь песенки и включать спокойную музыку. Все выполняемые вами действия требуется постоянно комментировать и называть предметы, которые вас окружают. Благодаря этому ребенок начнет пытаться отвечать вам, станет произносить звуки, а также постоянно улыбаться. При разговоре с младенцем нужно всегда иметь отличное настроение.
Тактильные ощущения для грудничка также важны. Необходимо как можно чаще выкладывать его на животик, при этом легкими движениями поглаживая малышу спинку, шейку, ножки и ручки. Расположенные перед ним яркие игрушки будут побуждать его тянуться вперед и совершать новые познания.
На протяжении первого месяца жизни малыш учится вести себя «правильно», что хорошо видно по его крику. Когда он начинает громким криком звать отлучившуюся в другую комнату маму, и она быстро приходит, то кричать уже и не надо.
Не стоит забывать, что каждый ребенок индивидуален, поэтому если грудничок чему-то не научился в 1 месяц жизни, то не стоит расстраиваться. Спустя совсем немного времени он догонит своих сверстников и получит нужные навыки и умения.
Кажется, прошло совсем немного времени с рождения маленького человечка, а вашей любимой крохе уже годик. Все родители гордятся своими карапузами, но волнуются, что должен уметь ребенок в 1 год с точки зрения специалистов. Всем родителям хочется, чтобы чадо развивалось, не отставая от других детишек.
Педиатры, психологи говорят о том, что каждый грудничок развивается по своему календарю. Детки не похожи друг на друга. Есть общие моменты в развитии, присущие каждому младенцу, но скорость обучения, освоения новых навыков, умений во многом зависит от родителей. Календарь развития умений малыша нужен прежде всего, чтобы вовремя скорректировать небольшие отставания в развитии крохи. Или забить тревогу и обратиться к специалистам, если отставание по срокам достаточно большое.
Первые месяцы жизни ребенка насыщены множеством успехов, достижений малыша. Из маленького сопящего комочка ваш ребенок в 1 год превращается в самостоятельную личность со своим характером, с появляющимися предпочтениями. Развитие что демонстрирует непоседа по достижении 12 месяцев, является основой дальнейшего роста чада.
Физические показатели
ВОЗ выпустила свои таблицы со средними параметрами, с которыми кроха должен подойти к своему первому году рождения:
- Вес малыша с рождения должен увеличиться примерно в 3 раза.
- Рост крохи должен добавить 50% от первоначальных показателей.
- Годовалый человечек умеет стоять, при помощи взрослых ходить, приседать.
- Залезает на взрослые стулья, кресла, диваны, а также самостоятельно спускается с них на пол.
- Умеет катать коляску, а также нажимать на игрушки, чтобы вызвать звуки.
Эти требования относятся к минимальным навыкам и физическому состоянию малыша в 1 год. Слабые болезненные груднички могут несколько отставать от этих показателей. Детишки, с которыми родители дополнительно занимались, могут показывать результаты намного выше требований ВОЗ. В 1 год развитие детей поражает огромным интеллектуальным, физическим изменением недавних грудничков.
Психоэмоциональные достижения малыша
За 12 месяцев жизни малыш научился многому:
- Из нескольких больших колечек собирать пирамидку.
- Строить башню из кубиков.
- Есть с ложечки, пить с кружки.
- Недалеко переносить маленькие предметы — игрушки, пластиковую бутылочку.
- Проявлять эмоции. Демонстрировать свое согласие или несогласие звуками, жестами, мимикой. Обнимать, целовать маму, папу, родных людей. Радоваться подаркам, бояться незнакомых людей.
- Знать свое имя, откликаться на него.
- Узнавать голоса, лица родных, близких людей. Уметь найти, выделить пальчиком на фотографии членов своей семьи.
- Перелистывать странички в книжке, рассматривать картинки. Показывать на картинках животных, изображать их: кошечка — «мяу», собачка — «гав».
Он понимает почти все, что говорят взрослые, умеет произносить от 2 до 10 слов, выполнять простые просьбы: дай, покажи где, возьми.
- Понимает слова «нет» и «нельзя».
- На несколько минут может сконцентрировать свое внимание на книжке, мультфильме.
- Подражает взрослым: может хлопать в ладоши, причесываться, танцевать, красить губы, разговаривать по телефону.
- Любит играть с ровесниками, подражать им: катать машинку, мячик, насыпать совком песок в ведерко.
Представленные умения и навыки специалисты детского воспитания относят к обязательным умениям. Заботливые, внимательные родители могут помочь ускорению психомоторного развития детей.
Развитие психомоторных навыков
Как проходит развитие ребенка в 1 год, зависит от деятельности родителей. С детьми надо больше заниматься, укреплять, развивать способности деток. Существует группа навыков, которые маленький человечек самостоятельно, без обучения освоит примерно в 2-3 годика. При ежедневных упражнениях эти умения проявятся к 1 году. Итак, что умеет ваш ребенок:
- Проситься на горшок.
Если кроха находится все время в памперсах, то желание проситься на горшок у ребенка не возникнет. С 10-11 месяцев малыша не стоит оставлять на весь день в памперсах. Минут через 15-20 после каждого приема пищи необходимо посадить кроху на горшок. Это время наполнения мочевого пузыря ребенка. С помощью определенных звуков «пссс…», которые легко может повторить малыш, можно начинать формировать привычку сидеть на горшке. Не страшно, если сразу не получилось. Зато в годовалом возрасте вашему малышу будет легче сообщить вам о своих физиологических потребностях.
- Появляется умение брать мелкие предметы не ладошкой, а двумя пальчиками, на баночках открывать, закрывать крышки, снимать крышки с коробок, складывать туда игрушки, доставать их. Мелкие круглые шарики, не больше ладони, складывать через круглые отверстия в развивающих игрушках.
- Кроха умеет выговаривать не только слова «мама», «папа», но придумывает свои собственные слова для обозначения тех или иных предметов. Малыш умеет обобщать, находить логическую связь. Так, слово «ляля» будет обозначать и куклу, и другого маленького карапуза. Увидев на картинке котенка, кроха скажет «мяу». Такие же звуки кроха издаст, услышав на улице мяуканье котенка из кустов.
- Развивается умение выполнять достаточно сложные игровые действия. Кроха купает куклу, кормит ее с ложечки, снимает одежду, укладывает спать. У машинки открывает, закрывает дверцы, закатывает технику в гараж. Навыки игры в мяч усложняются: не только катать по полу, но подбрасывать мячик, кидать другому человеку, ловить брошенный мячик ручками.
- Умение рисовать пальчиками, ладошкой — малыш может разминать, раскатывать пластилин. Эти навыки положительно влияют на моторику деток.
- Развитие навыка танцевать, подпевать. Приобретите специальный сборник детских песенок. Легкая ритмичная музыка, легко запоминающиеся слова — все это будет больше стимулировать кроху танцевать и пытаться воспроизвести услышанное.
Как видно, навыки ребенка в 1 год более развитые в том случае, когда родители принимают активное участие в развитии малыша. Надо понимать: то, что умеет ребенок в 1 год, будет основной базой для дальнейшего развития крохи.
Развитие бытовых навыков к 1 году
Детки уже понимают, что такое чистота и опрятность: грязное платьице может расстроить девочку. Несмышленыш, испачкав ладошки, побежит искать маму, чтобы помыть ручки. Входят в привычку ежедневное умывание, чистка появившихся зубов. Малыш сам протягивает ручки под струю воды, вытирает лицо, ручки полотенцем. У малыша должно быть собственное полотенце для умывания — не очень большое, чтобы кроха мог самостоятельно удержать его в ручках.
Малыши умеют откусывать и жевать сухарики, бублики, печенье, самостоятельно пить из своей бутылочки, пытаются самостоятельно есть ложкой. Они делают попытки одеваться или помогают родным: протягивают ручку в рукав кофточки или куртки, засовывают ножку в ботинок. Стоит выделить больше времени именно на подготовку для выхода на улицу. Пусть чадо пробует одеваться, не делайте за него всю работу. Ненавязчиво помогите: умение карапуза самостоятельно одеться вам еще не раз пригодится.
Время сна и особенности питания
К этому времени годовалые дети уже отказываются от утреннего сна. Основное время сна приходится на ночь. Ночной отдых длится не менее 10 часов. Но маленьким непоседам все еще необходим дневной, так называемый «тихий час». Сон днем поможет крошке отдохнуть, набраться сил для совершения очередных подвигов.
Если кроха не слушается, не хочет спать, малыша надо подготовить к послеобеденному отдыху:
- искупать в расслабляющей ванне;
- сделать легкий массаж;
- укладывая спать, спеть песенку или почитать сказку.
Таким же способом можно укладывать грудничка спать на ночь. Успокаивающие процедуры благотворно скажутся на психическом состоянии младенца.
После годика у некоторых деток наблюдаются ночные страхи во сне. Ребенок может кричать, плакать, толкать, царапать разбудивших его родителей. Специалисты не советуют будить малыша. Резкая побудка может спровоцировать еще больший страх. Обязательно зафиксируйте время, когда ребенку приснился кошмар, и несколько дней минут за 10-15 до наступления этого времени попробуйте будить кроху. Если кошмары не проходят, необходимо показаться детскому психологу, педиатру.
Особенностью питания является постепенный отказ от грудного вскармливания, переход к разнообразной здоровой пище. Грудное молоко следует заменять качественными детскими смесями с большой долей жирности. Не рекомендуются детям этих лет давать обезжиренные продукты питания. Для роста малыша, формирования его умственных, физических способностей необходимы все группы витаминов, белков, жиров и углеводов.
Не стоит малышу предлагать поп-корн, чипсы, снэки, которые не только отрицательно влияют на желудок младенца, приводят к пищевым проблемам у крохи, но могут застрять в горлышке у малыша. Виноград, гранат, семечки тоже противопоказаны маленьким детям из-за мелких косточек.
Рацион питания малышей одного года жизни должен состоять из большего количества фруктов и овощей. Это время, когда детки слушаются родителей, берут с них пример. В годик уже можно начать формировать привычку питаться здоровой пищей: не стоит покупать газированные напитки, при кормлении малыша необходимо употреблять как можно меньше сладостей.
Характер и поведение ребенка в 1 годик
К 12 месяцам наблюдательные родители, родственники знают, какой характер у крохи. Уже ясно, спокоен малыш или любит капризничать. Кроха любит сидеть тихо в уголке, играть долго в одну игру, или же за непоседой приходится бегать по всей квартире, закрывать открытые малышом шкафчики и ящики.
Один год — это время, когда у малыша появляется страх разлуки с близкими людьми, особенно с мамой. Тревога и беспокойство крохи об ушедшей куда-либо маме вполне понятны и обоснованны. Карапуз запоминает ее запах с рождения, с первого кормления устанавливается особая близость мамы с ребенком. Весь год мама не отходила от него, играла с ним, кормила, учила сидеть, ползать, ходить. Мама — самый значимый человек в жизни маленького человечка. Все, что умел и умеет ваш карапуз, привнесено мамиными стараниями и ее любовью.
Поэтому, когда мама исчезает из поля зрения малыша, ее нет в комнате или в квартире, маленький человечек начинает испуганно искать маму, плакать, громко звать, устраивать истерику. Необходимо приучать детей к необходимости расставания. Поговорить с ребёнком, объяснить, что мама скоро вернется. Не уходить тайком, обязательно предупреждать об своем уходе.
1 год — это время, когда детки перестают слушаться родителей. Дети пытаются доказать свою самостоятельность. Ребенок 1 года не слушается родителей. Проверяет, что можно делать, а что — нельзя. Следует сразу твердым голосом (детки хорошо улавливают интонацию близких людей) сообщить крохе, что он ведет себя плохо, так нельзя себя вести. Если кроха и дальше не слушается, стоит обдумать методы эмоционального воздействия на чадо. Детки болезненно воспринимают, когда обиженная мама отказывается разговаривать с непоседой. Необходимо объяснить маленькому человечку, за что именно его наказывают, какой поступок вызвал такую реакцию у мамы.
Алена является постоянным экспертом портала PupsFull. Она пишет статьи о психологии, воспитании и обучении и играх для ребенка.
Написано статей
Грудной возраст считается сложным периодом. Существует таблица развития ребенка, где прописано, с какого времени нужно ждать те или иные признаки развития.
Малыш первые 40 дней после рождения считается новорожденным. Таблица средних параметрических значений в первый месяц и до 40 дня после рождения.
Грудничок до 40 дней около 20 часов в сутки спит. Когда малыш спит, то его ножки прижимаются к животику.
В первые недели у ребенка присутствуют необходимые для дальнейшего развития врожденные рефлексы.
Месячный ребенок уже реагирует на звук и яркий свет. Фиксировать свое внимание на ярком предмете ему удается только после третьей недели. К концу 4-й недели месячный малыш не только может удерживать головку, но и поворачивает ее.
В первые дни после выписки мам часто волнует вопрос, до какого времени пеленают детей. Пеленают обычно детей до 40 дней. Считается, что в это время они слабо контролируют свои движения и будят себя во время сна. После 40 дней пеленают только ножки.
Второй месяц развития ребенка
К 40 дню после рождения малыш начинает рассматривать игрушки, следит за их движением. В два месяца он уже может отличать ночь ото дня. Днем ребенок больше времени начинает бодрствовать.
Ребенок в два месяца, если положить его на бок, сможет повернуться на спинку. Когда мама разговаривает с ребенком, он в ответ начинает улыбаться.
Игры должны быть направлены на развитие внимания. Можно устроить небольшой кукольный спектакль. Вложить малышу в ручки игрушку, которая пищит, подвесить над кроваткой игрушки так, чтобы его ручки и ножки могли дотянуться до них.
Особенности третьего месяца жизни
Когда кто-то разговаривает, ребенок хмурит брови, если голос строгий и начинает улыбаться, если интонация ласковая. Когда начинают разговаривать с ним, он радостно произносит звуки, машет ручками и ножками (комплекс оживления). Если держать его за ручки, пытается ставить ножки на поверхности. Любит сидеть на руках взрослых, при этом он должен держать головку.
Комплекс оживления у детей до года возникает в ответ не только на мамину улыбку, но и при виде игрушки, звуках любимой музыки, после еды. К концу этого периода он уже может тереть ручками глазки, рассматривать пальчики.
Считается, что в этом возрасте можно ставить ребенка на ножки. Если у детей хорошее настроение, или с ребенком разговаривают, то он начинает гулять.
Проводят занятия на большом мячике (можно его перекатывать в различных направлениях), можно разложить перед малышом игрушки, чтобы ребенок проявил желание к ним потянуться, можно на его ручки и ножки надеть яркие носочки или подвесить колокольчики.
Особенности четвертого месяца жизни
В четыре месяца после рождения устанавливается два дневных сна. Режим дня включает в себя около 6 кормлений. Появляются первые попытки ребенка сидеть самостоятельно. К концу месяца он умеет сидеть с поддержкой. Когда малыша держат за ручки, то он уверенно может ставить ножки, переступает ими. Начинает учиться переворачиваться со спины на животик.
Во время игры рассматривает, ощупывает игрушки. Ребенок в четыре месяца начинает различать цвета и форму предметов. Занятия с малышом можно проводить, используя музыкальные игрушки. Предлагается бумага, которую можно рвать или разминать (развитие мелкой моторики).
Пятый месяц жизни
Грудничок должен хватать игрушки, которые висят над кроваткой, переворачиваться самостоятельно со спины на животик, проявлять желание сидеть. Когда его держат за ручки, уверенно начинает ставить ножки.
Занятия направлены на развитие моторики (можно дать мячи с различной поверхностью), детям нравятся игры в прятки («ку-ку»), нельзя забывать о массаже и стишках.
Особенности шестого месяца жизни ребенка
Малыш должен отчетливо произносит слоги. В этом возрасте сидеть у него получается лучше, но все еще с поддержкой. Ребенок может долго играть – его интересуют игрушки. Появляются любимые игрушки, книжки. Развивающие занятия могут включать в себя игры на открывание и закрывание предметов, ладушки, игрушки с нажатием каких-либо кнопочек.
Особенности седьмого месяца жизни
Опираясь на ладони и коленки, дети начинают хорошо ползать. Но не все дети проходят данный этап развития, некоторые сразу начинают ходить. Спокойно могут повернуться со спины на животик и обратно.
Любит игры в прятки, когда задают вопрос «Где?», малыш направляет взор в сторону найденного предмета. Грудничок 7 месяцев должен уметь захватывать игрушки, находясь в любом положении. Может переложить игрушку с одной руки в другую.
Занятия включают в себя игры с музыкальными инструментами (барабан, молоточек), игры с крупой, привлекут внимание книжки, кубики.
Развитие на восьмом месяце жизни
Малыш повторяет за взрослым изученные движения, умеет сидеть без поддержки, сам садится, встает, держась за опору, ходит по бортику.
Занятия включают в себя игры: собирание пирамидки, складывание кубиков, ребенок умеет выполнять обратные и прямые действия. Любимыми могут быть игры в «Ладушки», прятки, собирание матрешки. Ребенок может долго сидеть один, играя с игрушками. На вопрос «Где?» ребенок показывает пальчиком.
К этому времени малыш так привязывается к маме, что тяжело начинает переживать недолгую разлуку с ней, особенно если он на грудном вскармливании.
Девятый месяц жизни
Ребенок выделяет себя, знает свое имя и откликается на него, выполняет различные действия с предметами, может пить из кружки. Совершенствуется навык ходьбы, пока еще с опорой.
Когда на пути нет предмета, за который можно было бы держаться, малыш переходит на ползание.
10 месяц развития ребенка
В 10 месяцев малыш должен уметь повторять за взрослым движения, звуки, слоги. В это время ему удается твердо ставить ножки на пол, он может сделать несколько шагов. Считается, что ставить детей на ножки до 10 месяцев нельзя, так как у них не до конца сформирован позвоночник.
В 10 месяцев развивается мелкая моторика – малыш может держать предметы двумя пальчиками. Он собирает в ящик игрушки, вынимает их оттуда, учится собирать пирамидку правильно.
Одиннадцатый месяц жизни
В речи появляются слова-обозначения (ав-ав – собака, би-би – машина), малыш может показать, как укладывать куклу, находит у предложенного изображения глазки, носик, начинает самостоятельно ходить . Правильно ставить ножки ему еще не всегда удается, поэтому он часто падает.
Появляются первые игры с куклой. На ее образе проживаются все свои эмоции. Дети 10-11 месяцев на картинке в книжке легко находят знакомые изображения и обозначают их словом (кукла – ляля, утка – га-га). Узнают себя на фотографиях.
Двенадцатый месяц
Словарный запас малыша расширяется до 10 слов, он самостоятельно сидит, ходит, встает, должен уметь выполнять простые инструкции.
Существует такое понятие, как кризис детей первого года жизни или кризис самостоятельности.
Кризис одного года имеет следующие признаки:
- ухудшается поведение: появляется упрямство, настырность, непослушание;
- поведение характеризуется появлением новых способов решения той или иной ситуации;
- поведение с противоречиями (просит одно, в итоге ему нужно другое).
С какого возраста начинают появляться навыки у детей до года, поможет разобраться таблица.
Возраст, мес. Главное достижение 1 Лежа на животе, поднимает подбородок 2 Лежа на животе, поднимает грудную клетку 3 Пытается захватить игрушку 4 Начинает сидеть с посторонней помощью 5 Любит сидеть, хватает предметы 6 Может сидеть за своим стульчиком 7 Садится сам 8 Стоит с посторонней помощью 9 Стоит, держась за опору 10 Хорошо ползает 11 Ходит с посторонней помощью 12 Первые шаги Не менее важным является речевое развитие детей до года. Таблица показывает особенности его развития по месяцам.
Важные вопросы относительно годовалого возраста
Ребенок, который на грудном вскармливании, прибавляет в весе медленнее, чем малыш на искусственном вскармливании. В среднем разница будет около 400 грамм.
Таблица наглядно показывает, как происходит прибавка в весе и росте у детей до года.
Возраст, мес. Прибавка в росте, см Прибавка в весе, г 1 3-4 700 2 3,5 800 3 2-3 850 4 2-3 800 5 2-3 750 6 2-3 650 7 2-3 600 8 2-3 500 9 1-2 450 10 1-2 400 11 1-2 350 12 1-2 300 Особенностью является то, что ребенок прибавляет в росте и весе не медленно, а скачками. Эти периоды вызывают изменения в эмоциональной сфере малыша, меняется и его поведение. Он становится капризным, постоянно просится на ручки. Проблемы связаны с тем, что по мере роста начинают растягиваться мышцы и связки, и это причиняет ребенку дискомфорт.
Кризис, связанный со скачком роста и веса, приходятся на следующие периоды развития ребенка до года :
- конец 3-й недели;
- 6-8 недель;
- конец 3-го, 6-го и 9-го месяцев.
Иногда родители испытывают трудности, связанные с воспитанием и уходом за грудничком . Особенно тяжело тем, чьи дети на грудном вскармливании. Няня для грудного ребенка поможет ухаживать и исключить проблемы, возникающие в первые месяцы.
В обязанности няни входит присмотр за малышом, когда нет рядом родителей, поход в поликлинику, прогулки на улице, приготовление пищи, поддержание чистоты тела ребенка.
Если ребенок на грудном вскармливании, то могут возникнуть проблемы с нехваткой молока. Лактационный кризис в первые месяцы при грудном вскармливании встречается у всех женщин. Чаще всего кризис при грудном вскармливании наступает в 3 недели, в 6 недель, в 3, 6 и 12 месяцев. Длится от 3 до 7 дней.
Признаки, определяющие кризис при грудном вскармливании: поведение ребенка становится нервным, он плачет и капризничает около груди, отсутствует ощущение наполнения груди.
Проблемы подобного плана при грудном вскармливании чаще всего связаны с тем, что когда малыш растет, ему требуется больше питательных веществ. Организму женщины нужно несколько дней (максимум неделя), чтобы молоко начало вырабатываться в достаточном количестве.
Параметры одежды
Разобраться в том, какие размеры одежды у детей, поможет таблица.
Размеры колготок для детей подбираются в соответствии с ростом ребенка. Разобраться, какие размеры колготок нужно подбирать, поможет следующая таблица.
Рост, см Размеры стопы, см 50-56 7 56-62 8 62-68 9 68-74 9-10 74-80 11-12 см 80-86 12-13 Размеры для шапочек снимаются с головки следующим образом: сантиметровая лента располагается по бровям, над ушками и по затылку.
Таблица наглядно поможет разобраться, какие размеры головных уборов подходят в тот или иной месяц развития детей.
Возраст, мес. Размеры головы, см Мальчики Девочки 0 34-35 34 1 37 36 2 39 38 3 40 39 4 41-42 40-41 5 42-44 41-42 6 43-44 42-43 7 44-45 43-44 8 45 43-44 9 45-46 44-45 10 46 45 11 46-47 45-46 12 46-47 45-46 Правильный уход за ребенком обеспечит его гармоничное развитие.
Беременность, многочасовые схватки, болезненные роды – все это осталось позади; несколько секунд назад кто-то из врачей произнес заветную фразу: «Поздравляем, вы стали мамой!». И вот вам на грудь кладут слабо попискивающего младенца с еще сморщенным личиком и плотно сжатыми кулачками. Это ваш сынок или дочка, ваш маленький комочек счастья. Что же с ним теперь делать?
Оценка здоровья малыша
В первые минуты новорожденным занимается не только мать, но и врачи. Они оценивают его жизненные показатели по шкале Апгар и принимают решение о необходимости реанимационных мероприятий. Обычно доношенные дети получают от 7 до 10 баллов и не нуждаются в медицинской помощи.
Затем акушер обрабатывает остаток пуповины, взвешивает ребенка, измеряет его рост и пеленает. Родовые травмы и дефекты развития выявляются позже, во время ежедневных осмотров врача-неонатолога.
Показатели, свидетельствующие о нормальном состоянии малыша:
- красноватый или розовый цвет кожных покровов, резко выраженные кровеносные сосуды, восковой налет или пушок на коже;
- открытые глаза (иногда отекшие, налитые кровью);
- крупная голова с минимальными деформациями;
- отсутствие переломов и вывихов, патологий внутренних органов, дефектов ротовой полости (незаращенного неба);
- хаотичные, нескоординированные движения согнутыми конечностями, пальчики, сжатые в кулачки;
- наличие безусловных рефлексов;
- способность издавать тихие звуки и прислушиваться к разговорам, которые ведутся в непосредственной близости.
Когда врачи убедятся, что здоровью младенца и роженицы ничего не угрожает, они отправят их домой. И теперь молодым родителям придется самостоятельно следить за здоровьем ребенка.
Уход за младенцем
Новорожденный пассивен и нуждается лишь в регулярном кормлении, тепле и спокойном сне. Поскольку он пока не отличает дня от ночи, родительское внимание, забота и ласка требуются ему круглосуточно.
Режим дня
Новорожденного малыша невозможно приучить к распорядку: он сам устанавливает режим дня. Родителям нужно лишь подстроиться под это «расписание». Основные занятия крохи:
- сон (2–3 часа);
- бодрствование (0,5–1 час);
- прием пищи.
Кормление, физиотерапевтические и гигиенические процедуры производите только после самостоятельного пробуждения ребенка. Если пришло время обеда, а ребенок еще спит – не будите кроху. Его «биологические часы» настроены хорошо, поэтому младенец лучше вас знает, когда следует принимать пищу.
Кормление
Материнское молоко – лучшая пища для крохи: оно содержит все необходимые младенцу витамины и питательные вещества. Кормление производится часто – раз в 3–4 часа, – поскольку желудок малыша слишком мал для больших объемов пищи.
Особенности кормления:
- первое кормление следует произвести через полчаса после рождения ребенка;
- матери должно быть удобно: сядьте на низкий стул или кресло, откиньтесь на спинку и расслабьтесь;
- важно правильно приложить кроху к груди: он должен захватить губами сосок с ареолой, а его подбородок должен упираться в материнскую грудь;
- во время приема пищи ребенок не должен пить слишком быстро или издавать посторонних звуков – присвиста, хлюпанья, чавканья.
Если вы нарушили правила кормления, ребенок начнет срыгивать, у него появятся колики и вздутие. Чтобы избавить младенца от неприятных ощущений, погладьте животик круговыми движениями или приложите к нему теплую мягкую ткань.
Сон
В первый месяц кроха спит до 18 часов в сутки. Его сон прерывист: каждые 2–3 часа он просыпается, чтобы получить очередную порцию материнского молока.
Укладывая младенца в кроватку, следите, чтобы он звсыпал на боку, а не на спинке. Почему? Да потому что если младенец срыгнет во сне, он может подавиться и задохнуться. Кроха еще не умеет переворачиваться, поэтому поддерживать правильное положение тела не составит труда.
Гигиена
Ежедневные гигиенические процедуры, необходимые младенцу, включают:
- обработку пупочной ранки;
- умывание;
- купание или обтирание тела;
- удаление корочек с головы;
- очищение носика, ушек и глаз;
- стрижку ноготков (после 3 недель);
- расчесывание;
- очищение тела детскими салфетками и обработку тальком при каждой смене памперса.
Первое купание крохи можно проводить после заживления пупочной ранки. До этого тельце ребенка следует обтирать мягкой тряпочкой, намоченной в теплой воде.
Развитие по неделям
1 неделя
Это время привыкания к новой жизни. Младенец пока проявляет минимальную активность и большую часть времени спит. У него еще нет специальных умений, поэтому его жизнедеятельность обеспечивается наличием врожденных рефлексов: хватательного, сосательного, поискового, плавательного, мигательного, глотательного, защитного и других.
Умения младенца к концу 1 недели:
- способен фокусировать взгляд на неподвижном объекте, расположенном на расстоянии 8–15 см;
- делает непроизвольные движения ручками и пальчиками;
- оживляется при появлении взрослого человека, улыбается во сне;
- различает цвета, звуки и запахи.
В первую неделю вес крохи может немного снизиться: он осваивает новый процесс кормления и еще не способен в достаточной мере насытиться. Такое изменение массы тела не представляет угрозы. Вес быстро приходит в норму.
2 неделя
Ребенок продолжает приспосабливаться к новой жизни. Он уже освоил непривычный способ получения пищи, поэтому начинает активно набирать вес и быстро расти.
Новые умения:
- распознает лица окружающих и пытается подражать их мимике;
- удерживает в поле зрения плавно передвигающийся объект;
- приобретает способность общаться с миром с помощью сенсорных ощущений (интересуется новыми звуками, запахами, ощущениями).
На второй неделе у ребенка проявляются неприятные последствия недостаточного развития пищеварительной системы – кишечные колики. Младенец испытывает мучительную боль в животе, из-за чего кричит без перерыва до 3–4 часов. Облегчить состояние крохи помогут современные лекарственные препараты или легкий массаж животика.
3 неделя
Ребенок начинает проявлять активность и любознательность: он реагирует на шум и голоса родителей, на зрительные образы. Его движения координируются, становятся менее хаотичными.
Новые умения:
- фиксирует взгляд на объекте, расположенном на расстоянии 50 см от глаз;
- изменяет положение тела так, чтобы удобно было лежать в кроватке или в руках родителя;
- захватывает пальчиками небольшие предметы;
- пытается приподнять и удерживать головку в положении лежа.
Малыш проявляет любопытство: он с увлечением изучает новые объекты или человеческие лица. Он уже узнает голоса родителей и отвечает на них улыбкой, радостным покрикиванием или даже гулением. В этот период нужно часто разговаривать с ним, обеспечивать телесный контакт.
4 неделя
К концу месяца может показаться, будто ничего не изменилось: ребенок остался все таким же маленьким и беспомощным. Но это впечатление ошибочно. Присмотритесь к крохе внимательнее, и вы поймете, как много новых умений освоил малыш за 4 недели.
Умения малыша:
- реагирует на человеческие голоса и прислушивается к ним, безошибочно узнает материнский голос;
- пытается удерживать головку, лежа на животе;
- фиксирует взгляд на неподвижном объекте или лице, следит за медленно движущимся предметом;
- копирует мимику взрослых;
- произносит первые звуки (сопит, кряхтит, гулит, агукает);
- хаотично и беспорядочно двигает ножками и ручками, тянется к маме, выгибает спинку;
- различает цвета, выделяет яркий объект из окружающего пространства;
- безусловные рефлексы, с которыми малыш родился, постепенно заменяются условными.
Самое важное сейчас – показать ребенку, что мир, в котором он оказался, не безразличен к нему, что он готов откликаться на малейшее его желание. Вот почему мама должна постоянно находиться рядом с ним.
Если кроха получает достаточно внимания, к концу месяца у него проявится «комплекс оживления». Это самый радостный момент для мамы: ведь теперь ее малыш не безучастно принимает все заботы и ласки, а бурно реагирует на них, отвечая на каждое прикосновение или обращенное к нему слово улыбкой и восторженным писком.
Как развивать новорожденного?
На первом месяце происходит формирование сенсорных ощущений: слуха, зрения, осязания. Именно на их совершенствование и должна быть направлена деятельность родителей.
Развитие зрения
- Прикрепите над детской кроваткой (на высоте 20–30 см) яркую подвижную игрушку. Малыш научится задерживать взгляд на подвижном объекте и начнет проявлять интерес к окружающему миру.
- Поводите светящимся фонариком над кроваткой малыша (свет должен быть тусклым, чтобы ребенок не испортил зрение). Сначала кроха будет лишь ненадолго задерживать взгляд, но через несколько дней сможет следить глазами за передвижениями света и фокусироваться на объекте.
- Подвесьте над кроваткой рейку с привязанными к ней яркими лентами. Откройте окно, чтобы ветерок привел их в движение. Крохе будет интересно наблюдать за развевающимися ленточками, и он научится сосредотачивать внимание на объекте.
- Почаще приближайтесь к кроватке малыша, чтобы ребенок смог вдоволь налюбоваться материнским лицом. Стройте младенцу рожицы, высовывайте язык, улыбайтесь. Совсем скоро кроха начнет не только наблюдать за вами, но и копировать ваши движения.
Развитие слуха
- Повесьте над кроваткой малыша музыкальную игрушку или яркий колокольчик. Ребенок будет видеть красивую вещицу и слышать мелодичный звук: это активизирует развитие слуха и научит соотносить зрительные и звуковые образы.
- Танцуйте с малышом. Включите негромкую плавную музыку, возьмите младенца на руки и, покачивая его, покружитесь по комнате.
- Потрясите перед лицом малыша погремушкой, а затем уведите ее в сторону. Сделайте так несколько раз, чтобы ребенок понял, что источник шума находится где-то вне его кроватки. Такое упражнение не только усовершенствует умение фокусировать взгляд, но и разовьет способность связывать зрительные и звуковые образы.
- Включайте в комнате малыша музыку (композиции Вивальди, Моцарта, Гайдна). Не бойтесь, что «музыкальное сопровождение» помешает крохе спать: напротив, оно успокоит и расслабит ребенка.
- Разговаривайте с крохой, рассказывайте ему интересные истории и сказки. Да, младенец пока не понимает слов, но он реагирует на умиротворяющий звук материнского голоса, учится слушать и прислушиваться. Это закладывает основу дальнейшего обучения и развития.
Развитие осязания
Ребенок должен получать и тактильные ощущения. Почаще прикасайтесь к нему, гладьте, ласкайте. И не мешайте ему ощупывать вас или окружающие предметы: кладите в его ручку игрушки, погремушки, давайте подержаться за пальцы или волосы.