Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей в семье – каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.
Поощрение и наказание – простейшее из средств родительского влияния. Они предоставляют родителям возможность выражать своё отношение к поступкам ребёнка. И у каждого родителя имеется своё устоявшееся мнение по поводу наказаний и поощрений ребёнка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
г. Мытищи
Родительское собрание
на тему:
"Значимость поощрения и наказания
в воспитании детей"
2013 год
Поощрение и наказание – простейшее из средств родительского влияния. Они предоставляют родителям возможность выражать своё отношение к поступкам ребёнка. И у каждого родителя имеется своё устоявшееся мнение по поводу наказаний и поощрений ребёнка.
Большинство родителей, как показывает практика, отдают предпочтение – наказанию, а психологи, которые занимаются проблемами поведения и подсказывают родителям приёмы эффективного взаимодействия с детьми, делают акцент на позитивном подходе. Они советуют родителям переключить внимание с проступков ребёнка на его хорошие поступки. Позитивный подход выражается, прежде всего, в поощрениях и наградах, то есть в благоприятных последствиях. Определяя, что может служить наградой ребёнку, родители должны повнимательнее присмотреться к ребёнку, подметить, каковы его интересы, нужды, пожелания.
Поощрения и наказания - важные рычаги воспитания. Формируясь как личность, ребенок совершает выбор, а с этим - судьбу. Посеешь поступок - пожнешь судьбу. И он выбирает сам, выбирает похвалу или наказания. Он выбирает поощряемый или осуждаемый путь. Выбирает очень рано, еще неосознанно. И это - самое важное. Ребенок, сам того не ведая, своими поступками, своим отношением к поощрениям и наказаниям делает первые шаги на пути формирования характера. Родители, поощряя и наказывая, формируют характер ребенка. А каков характер, такова во многом судьба человека.
Цель собрания: Формирование у родителей осознанного применения в воспитательном процессе методов поощрения и наказания.
Задачи:
- Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребёнка в семье;
- Формировать у родителей культуру поощрения и наказания в семье.
Ход собрания
1. Вступительная часть
Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей в семье – каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.
Поощрение и наказание – простейшее из средств родительского влияния. Они предоставляют родителям возможность выражать своё отношение к поступкам ребёнка. У каждого родителя имеется своё устоявшееся мнение по поводу наказаний и поощрений ребёнка, поэтому мы обратим внимание на их виды, влияние на детей и эффективность.
Сегодня мы попытаемся ответить на отдельные вопросы: Нужно ли наказывать детей? Как и когда лучше это сделать? За что можно поощрять ребёнка?
2. Практическое задание
Сейчас я предлагаю начать с вами работу с выполнения практического задания.
- Назовите несколько приемлемых методов поощрения.
- Назовите неприемлемые методы поощрения.
- Назовите приемлемые методы наказания.
- Назовите неприемлемые методы наказания.
3. Информационная часть
Воспитание в семье требует разумного применения наказаний и поощрений, поскольку и то, и другое влияет на самооценку ребёнка. Наказание и поощрение должны быть проявлением конкретного отношения старших членов семьи к поведению детей.
А теперь я хочу предложить вам, что на эту тему говорят отечественные и зарубежные психологи, которые занимаются проблемами поведения и подсказывают родителям приёмы эффективного взаимодействия с детьми, они делают акцент на позитивном подходе. Психологи советуют родителям переключить внимание с проступков ребёнка на его хорошие поступки. Позитивный подход выражается, прежде всего, в поощрениях и наградах, то есть в благоприятных последствиях. Определяя, что может служить наградой, поощрением, ребёнку,
родители должны повнимательнее присмотреться к ребёнку, подметить, каковы его интересы, нужды, пожелания .Детский психолог Д. Фонтенел считает, что поощрением может служить всё, что приятно данному ребёнку. Обычно поощрения следует выбирать из следующих областей:
Поощрения, связанные с внешкольными занятиями, с распорядком дня в семье и т. д .
Это поощрения, связанные с внешкольными занятиями. Например: лечь спать на два часа позже обычного; пригласить друга с ночёвкой; подольше поговорить по телефону.
Материальные поощрения.
Обычно это конкретные материальные вещи, представляющие интерес для ребёнка: дополнительные карманные деньги, одежда, и т. д., то, что вы обычно покупаете тли разрешаете детям. Многое из того, что мы покупаем детям, делаем или можем сделать для них, можно с успехом использовать в качестве последствий. Для этого надо добиваться, чтобы они заслужили в виде поощрения, а не получали разрешение или какую-то вещь просто так.
Социальные поощрения.
Это наиболее мощный тип поощрения, имеющийся в распоряжении родителей. Социальное поощрение может выражаться в словесном выражении одобрения, смехе, похвале за хорошо сделанное дело, улыбки, похлопывание по спине или в других формах доброжелательного отношения. Например: поощрить, вешает на место одежду, вовремя возвращается домой. Социальное поощрение должно сопровождаться материальным вознаграждение или поощрением, связанным с внешкольными занятиями. Оно очень важно для детей, а значит, укрепляет ваше положительное взаимодействие с детьми
О чём нужно помнить при поощрениях
Поощрение является очень мощным последствием и эффективным средством изменения поведения детей. Однако, чтобы вознаграждение было действенным, необходимо учитывать ряд обстоятельств.
- Поощрение должно быть строго индивидуальным.
- Поощрение не должно предшествовать желаемому поведению.
- Заслуженное поощрение необходимо выдать.
- Необходимо вознаграждать малейшие улучшения в поведении.
- Возможно, награды придётся менять.
- Поощрение должно быть достижимым.
Многие родители, как показывает практика, отдают предпочтение – наказанию и теперь мы поговорим о наказаниях.
Наказания можно определить так: это лишение ребёнка того, что для него важно и будет воспринято как ощутимая потеря. Наказания, которые обычно применяют большинство родителей, можно разделить на пять категорий.
Потеря привилегии.
Это очень эффективная форма наказания. Данная система предполагает, что ребёнок штрафуется, лишается привилегий или важных для него занятий, если не выполняет определённые поручения или совершает проступок. Любой тип занятия, привилегия или вещь, представляющая для ребёнка ценность, может быть использована для наложения штрафа.
Например: дочери полагается в десять быть дома, насколько ты опоздаешь сегодня, на столько раньше десяти должна будешь вернуться завтра.
Это эффективная мера наказания, однако, важно учитывать несколько моментов:
- Надо чётко определить поведение, подлежащее штрафу, и обозначить цену возможной провинности.
- В случае проступка, необходимо последовательно применять систему штрафов и потерю привилегии.
- Доказано, что эта система бывает максимально эффективна, если параллельно ей ребёнок может получать поощрения или вознаграждения за положительное поведение.
- Остерегайтесь нереальных или слишком суровых наказаний (например, оплата за отметки .
Запрет на приятные для ребёнка занятия.
Часто называется наказанием тайм-аутом. Чтобы наказания тайм-аутом было эффективным, у ребёнка должно быть какое-то приятное ему занятие, увлечение, которого он будет лишён подобным наказанием.
Например, наказание тайм-аутом. Дочь затевает спор в магазине из-за стиля одежды. Ей можно сказать: “Я буду делать тебе предупреждение каждый раз, когда ты будешь дерзить; после третьего предупреждения ты отправишься домой, а покупки будут отложены на неделю”.
Для тайм-аута подойдёт любое привлекательное занятие для ребёнка.
Чтобы использовать этот приём с успехом, надо учитывать ряд условий:
1) Вы должны ясно обозначить, за какую провинность последует наказание.
2) Провинность должна определяться очень чётко. Например: “ Я больше не хочу терпеть ваши скандалы, под скандалами я понимаю, что вы дразните, друг друга и обзываете”. Теперь ребёнок знает, какое именно поведение карается тайм-аутом.
3) Далее делается предупреждение: “ Я делаю тебе первое предупреждение. После третьего предупреждения случится то-то и то-то”. Кроме того, ребёнок должен знать, на какой период ему будет запрещено то или иное занятие, и что он должен сделать, чтобы выйти из тайм-аута.
Например: “Если ты будешь помогать по дому три дня без споров, мы поедим за покупками в субботу”. Процедуру тайм-аута надо проводить последовательно, с невозмутимым видом без эмоций, и применять меру, которая была заранее объявлена .
Лишение поощрения.
Если в семье применяется система поощрений и ребёнок не получает награды, потому что не делает того, чего от него требуют родители, это может рассматриваться как наказание. Неполучение награды само по себе является действенной мерой .
Вербальные наказания.
Если родители кричат на ребёнка, обзывают его, упрекают, читают нотации – это очень неэффективная форма наказания. Дети умеют отключать внимание, пропуская излияния родительского гнева мимо ушей .
Физическое наказание.
Физическое наказание подразумевает управление ребёнком посредством запугивания. Иначе говоря: “Я сильнее тебя, поэтому могу делать с тобой что хочу”. Однако, можно достичь цели, используя множество разных методов наказания, избегая физических.
Конвенция о защите прав детей и другие законодательные акты в нашей стране запрещают физическое насилие по отношению к ребенку с чьей бы то ни было стороны. Применение физических наказаний в семейном воспитании говорит о низкой культуре родителей, не умеющих справиться с собственным раздражением и плохим настроением, с неудачами в семье или на работе, убежденных в собственной непогрешимости и вседозволенности. Замечено, что чаще всего подвергаются телесным наказаниям дети в семьях, где пьянствуют один или оба родителя.
К сожалению, некоторые считают, что физические наказания не только допустимы, но даже необходимы для воспитания ребенка. «Меня родители пороли, и ничего, хорошим человеком вырос», - расхожее рассуждение таких отцов и матерей. Другие соглашаются, что бить нехорошо, но недоумевают: как же иначе можно заставить детей слушаться?
Иногда молодые родители полагают, что пока ребенок мал и не понимает объяснений взрослых, его можно в назидание шлепнуть, если он не слушается или капризничает. На первый взгляд, от шлепков не велика беда: ребенку не больно, но зато он сразу прекращает баловаться. Тем не менее, не следует идти этим путем, с малолетства, приучая ребенка не прислушиваться к словам, а подчиняться только силе взрослого.
Иногда родители жалуются, что на их детей никакие иные меры, кроме ремня, не действуют. Раскаяние ребенка, слезы и обещания исправиться создают у взрослых иллюзию действенности принятых мер, в то время как это реакция на боль, обиду и унижение. Телесные наказания не способствуют искреннему осознанию ребенком своей вины, парализуют волю, притупляют нравственные чувства. Добиваясь подчинения, часто не осознанного, а вызванного страхом перед новыми наказаниями, родители не устраняют причины поступков, а лишь временно нейтрализуют их, подавляют самостоятельность, препятствуют становлению самосознания, формируют заниженную самооценку. Все это способствует новым проступкам детей и, следовательно, новым наказаниям. Физическое наказание вызывает естественное сопротивление детей. В ответ, защищаясь, они либо обманывают, утаивают либо грубят (особенно в подростковом возрасте).
Несмотря на ершистость и дерзость, подростка очень легко надломить, сделать замкнутым и недоверчивым. При частых физических наказаниях ребенок отчаивается, теряет веру в себя, в справедливость взрослых, самолюбие у него уязвлено, появляются ощущение собственной ущербности* несостоятельности и, в то же время, стремление утвердиться любым способом, в том числе и с помощью вызывающего поведения. Физические наказания калечат душу ребенка, навсегда оставляют в ней горестный след, травмируют психику, уродуют сознание, становятся причиной многих детских заболеваний.
Нередки случаи, когда, боясь побоев, ребенок уходит из дому, привыкает к бродяжничеству. Одним из отдаленных последствий физических наказаний могут быть нарушения эмоциональных контактов детей с родителями не только в детском, но и в зрелом возрасте, холодные отношения без духовной близости, что больно ранит обе стороны.
Школьники, подвергающиеся физическим наказаниям в семье, обычно учатся ниже своих возможностей, труднее справляются с проблемами отношений в классе, особенно конфликтны. Учителя замечают: как только удается убедить родителей отказаться от угроз и ремня в воспитании, наладить в доме нормальную обстановку, научиться правильно требовать и контролировать, дети начинают лучше учиться, резко сокращается число замечаний, а следовательно, и поводов для наказаний.
О чём нужно помнить прибегая к наказаниям
Существует ряд условий, которые необходимо соблюдать, чтобы сделать наказание эффективным средством, позволяющим свести до минимума поведенческие проблемы.
- Используйте наказание в сочетании с поощрениями.
- Скажите ребёнку, что необходимо сделать, чтобы наказание было снято.
- Индивидуализируйте наказания.
- Наказывайте поведение, а не самого ребёнка.
- Сохраняйте холоднокровие.
- Не злоупотребляйте наказаниями.
- Старайтесь наказывать сразу.
4. Рассмотрение проблемных ситуаций
Сейчас я предлагаю попробовать решить несколько жизненных ситуаций в подгруппах.
Сколько людей, столько и различных мнений. Давайте будем уважительно относится к каждому решению проблемы.
(Участникам в группах предлагаются карточки с описанием проблемных ситуаций. Участники обсуждают ситуацию внутри группы, затем предлагают решение для общего обсуждения).
- Проблемные ситуации для групп
- В семье родился маленький ребенок. Старший ребенок резко изменился: все чаще и чаще начал проявлять агрессивность по отношению к родителям, маленький ребенок тоже стал предметом агрессии.
В очередной раз, когда мама попросила посидеть с малышом, он ответил: «Я не собираюсь с ним сидеть!» Родители были очень возмущены и расстроены, последовало строгое наказание за непослушание.
- В этой семье в конце дня дети отчитывались по результатам учебы. Если результаты были, по мнению родителей, хорошими, то дети получали поощрение в виде карманных денег. Если родителей учебные результаты детей не устраивали, они должны были выполнять трудовую повинность по дому и даче: делать полную уборку, поливать огород и т. д. Работу можно было найти всегда, и дети старались учиться так, чтобы избежать любым способом наказания трудом.
- Родители долго думали, что подарить сыну к новому году. Купили фотоальбом и две книги. Получив подарок, мальчик был очень обижен: «Я думала, что вы мне что-нибудь хорошее купите! Вот другу родители компьютер купили!»
- Родители постоянно ставили сына за все проступки в угол и физически наказывали. А однажды, находясь еще только в третьем классе, он сказал своему отцу: «Еще раз поставишь в угол, убегу от вас куда-нибудь, только бы не жить с вами». С вами больше жить не хочу».
5. Итог собрания
А в заключении я хотела бы обратить ваше внимание на высказывания великих педагогов и психологов, которые вы видите на плакатах. Выберите то высказывание, которое вам ближе:
- 1. Нехорошо заставлять ребёнка целовать руку, которая только что его высекла. (И. Кант).
2. Помни, рано или поздно твой сын последует твоему примеру, а не твоим советам. (Народная мудрость ).
3. Ребёнок нуждается в вашей любви больше всего именно тогда, когда он меньше всего её заслуживает. ( Э. Бомбек ).
(Участники по желанию высказывают и аргументируют своё мнение)
Уважаемые родители, поощрения и наказания - важные рычаги воспитания. Формируясь как личность, ребенок совершает выбор, а с этим - судьбу. Посеешь поступок - пожнешь судьбу. И он выбирает сам, выбирает похвалу или наказания. Он выбирает поощряемый или осуждаемый путь. Выбирает очень рано, еще неосознанно. И это - самое важное. Ребенок, сам того не ведая, своими поступками, своим отношением к поощрениям и наказаниям делает первые шаги на пути формирования характера. Родители, поощряя и наказывая, формируют характер ребенка. А каков характер, такова во многом судьба человека.
Желаю вам успехов в нелёгком труде родителя!
Любите своих детей! Удачи вам и счастья!
Литература
- Н.И.Дереклеева “Родительские собрания 1-4 классы”.
- И. М. Марковская “Тренинг взаимодействия родителей с детьми”.
- Л. И. Саляхова “Родительские собрания 1-11 классы”.
- К. Кузьма “Как понимать своего ребёнка”.
- Д. Фонтенел “Проблемы переходного возраста”.
- Т. Л. Шишова “Как правильно наказывать ребёнка”.
- Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 1, 2/ Под ред. Н.А. Алексеевой.
- Школьный психолог № 25 2000 год.
- Школьный психолог № 21 2008 год.
«Наказание – очень трудная вещь, она требует от взрослых огромного таланта и осторожности» А С Макаренко
Виды наказаний: Потеря привилегий Запрет на любимые занятия Лишение поощрения Вербальное наказание Физическое наказание
О чём нужно помнить прибегая к наказаниям: Существует ряд условий, которые необходимо соблюдать, чтобы сделать наказание эффективным средством, позволяющим свести до минимума поведенческие проблемы. Используйте наказание в сочетании с поощрениями. Скажите ребёнку, что необходимо сделать, чтобы наказание было снято. Индивидуализируйте наказания. Наказывайте поведение, а не самого ребёнка. Сохраняйте холоднокровие. Не злоупотребляйте наказаниями. Старайтесь наказывать сразу.
Пять правил, когда наказывать и ругать нельзя: Когда ребенок болен или испытывает недомогание. Когда ест, перед сном, после сна, во время работы. Сразу после физической или душевной травмы (падение, удар, плохая оценка, пусть даже виноват сам ребенок) – нужно подождать когда утихнет острая боль. Когда ребенок не может справиться со страхом, невнимательностью, с подвижностью, с раздражительностью. Когда сами мы устали, не в себе, обижены или раздражены. В этом состоянии гнев всегда лжет.
Виды поощрений: Поощрения, связанные с внешкольными занятиями, с распорядком дня в семье и т. д. Материальные поощрения. Социальные поощрения. Определяя, что может служить наградой, поощрением, ребёнку, родители должны повнимательнее присмотреться к ребёнку, подметить, каковы его интересы, нужды, пожелания. Детский психолог Д. Фонтенел считает, что поощрением может служить всё, что приятно данному ребёнку.
О чём нужно помнить при поощрениях Поощрение является очень мощным последствием и эффективным средством изменения поведения детей. Однако, чтобы вознаграждение было действенным, необходимо учитывать ряд обстоятельств. Поощрение должно быть строго индивидуальным. Поощрение не должно предшествовать желаемому поведению. Заслуженное поощрение необходимо выдать. Необходимо вознаграждать малейшие улучшения в поведении. Возможно, награды придётся менять. Поощрение должно быть достижимым.
Как правильно хвалить ребенка? Похвала обладает свойством наркотика: еще…и еще! И если было много, а стало меньше или совсем не стало, возникает состояние лишения, жестокое страдание – до нежелания жить. Не надо хвалить за то, что достигнуто не своим трудом. Не хвалят за красоту, здоровье, ловкость, силу, смекалку, сообразительность, ум и талант – все это природные способности. Не хвалят за прирожденное бесстрашие – это не заслуга, а лишь данность, иногда близкая к крайности.
Как поощрять ребенка в семье Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку. Поощряйте своего ребенка жестами и прикосновениями. Словесно выражайте одобрение даже самому маленькому успеху своего ребенка, его поведению. Дарите своему ребенку подарки, но при этом учите его их принимать. Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребенка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, удачное выступление, сюрпризы-поздравления и т. д.
Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок. Дарите подарки своему ребенку не только с учетом его желаний, но и с учетом возможностей семьи. Для поощрения своего ребенка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами: грамоты собственного изготовления, стихи, газеты и дружественные шаржи и т. д. Позволяйте своему ребенку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребенком и вами. Учите своего ребенка понимать и ценить поощрения родителей.
Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок! Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!
Ребёнок нуждается в вашей любви больше всего именно тогда, когда он меньше всего её заслуживает. Э. Бомбек
Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей - каким образом поощрять и наказывать
, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.
Поощрение
- сильный регулятор поведения, с его помощью научение происходит быстрее. Но не всякое поощрение может приносить пользу, как и наказание не всегда вредно – в воспитании нет плохих или хороших приемов, а есть уместные или неуместные.
Поощрение и наказание могут осуществляться в двух формах: материальной и психологической (духовной). Современное общество предпочитает материальную форму поощрения и наказания, т.е. "Куплю конфету – не куплю конфету".
Это характерно и для семьи, и для школы. Редко используется психологическая форма, т.е. такие особенности взаимодействий и взаимоотношений людей, в которых проявляется одобрение (внимание к ребенку, сопереживание ему, поддержка, вера и т.д.) и наказание (огорчение, обида, показное равнодушие, сердитость, в крайних вариантах гнев). Естественно, что использование психологических средств требует не только больше душевной отдачи, но и вполне определенного актерского мастерства. Недаром А.С. Макаренко писал, что учителем нельзя стать до тех пор, пока не научишься произносить слова "Подойди сюда" с 20 разными оттенками в голосе. Использование только материальных форм поощрения и наказания воспитывает человека зависимого, с низким самоконтролем, который, в основном, ориентируется по обстановке: "Попадусь – не попадусь". Использование психологической формы воздействия формирует совесть как внутренний механизм контроля поведения.
Правила поощрения
По своему действию похвала похожа на наркотик, т.е. привыкший к похвале будет всегда в ней нуждаться. Передозировка похвалы вредна.
Ограничители похвалы:
- не хвалить ребенка за то, что достигнуто ребенком не своим трудом (красота, ум, сила, здоровье и т.д.);
- не хвалить больше двух раз за одно и то же;
- не хвалить из жалости;
- не хвалить из желания понравиться.
Человеку в день нужно не менее 8 "поглаживаний", желательно, разных по способу и степени проявления.
Индивидуальные требования к норме похвалы
Особенно в похвале нуждаются следующие категории детей:
- дети с комплексом неполноценности, основанным на их действительных недостатках. Без похвалы такие дети страдают. Эта похвала – пособие и подарок для неимущих;
- дети с обоснованным комплексом "сверх полноценности" (действительно талантливые дети). Для них похвала – гормон роста, они знают о своих преимуществах, но нуждаются в признании окружающих. Если детей не хвалить, они не завянут, но и не расцветут;
- самолюбивые дети с повышенной чувствительностью к оценке. Им похвала в принципе вредна, но без нее они не могут обходиться. Выход: не хвалить открыто, но сообщать ребенку безоценочные сведения о его реальных достоинствах, избегая сравнений с другими детьми.
Типы похвалы
1. "Компенсация"
. Используется для тех детей, у которых чего-то серьезно не хватает (физический недостаток, плохой характер, неудачи в жизни). Их надо хвалить за то, что есть у них хорошего, не обязательно достигнутое ими самостоятельно (лучше не злоупотреблять такой похвалой, ибо такие дети могут превратиться в избалованных деспотов).
2. "Аванс"
– это похвала за то, что будет, опережающий тип. Он внушает человеку веру в себя. Наша вера превращает возможность в действительность. Похвала за то, чего нет – это далеко не всегда то же самое, что говорить неправду.
Надо обязательно хвалить утром и на ночь. Хвалить за малейшую попытку совершенствования себя.
Можно выделить следующие типы аванса:
а) утверждать, что ребенок что-то делает лучше, независимо от реальности;
b) одобрять за малейшие попытки преодолеть себя и не ругать, если не получается;
с) не замечать дурных проявлений, если они находятся на одном и том же уровне, а когда дело стало лучше, то заметить и похвалить.
Используя аванс как тип похвалы, следует не переступать черту возможного и не вводить ребенка в заблуждение.
3. "Подъемная" похвала.
Если мы собираемся повышать требования к ребенку, то начинать их надо с похвалы, как вдохновения на новые подвиги.
4. Косвенное одобрение.
Похвала, при которой вроде бы не хвалят, т.е. попросить помощи, совета и т.п. В разговоре с другим человеком как бы между прочим сказать добрые слова о ребенке, но так, чтобы он слышал их. Эти слова должны быть на уровне констатации достоинств ребенка, но нельзя задевать при этом его отрицательные качества.
5. "Взрыв любви" (скорая психологическая помощь)
. Используется в крайних случаях, когда у ребенка кризисное состояние.
Наказание.
При всех разногласиях вокруг этого метода воспитания следует отметить, что он тоже имеет право на применение, потому что свидетельствует о неравнодушном отношении, а о любви родителей к ребенку и, одновременно, дает ему "отпущение грехов". Поэтому дети стремятся получать наказания и даже пытаются использовать их в своих целях.
Большинство родителей считают, что для прекращения непослушания ребенка больше подходят немедленные наказания, а не профилактические меры. Следует помнить, что любой метод наказания действует тем лучше, чем реже он применяется. При частом применении наказаний дети становятся лживыми, изворотливыми, у них появляются страхи, агрессия.
Наказание обладает внушающим воздействием, если оно соответствует проступку и применяется редко.
- вынужденное безделье – сидит в специальном кресле, в углу и т.п.;
- лишение поощрений и привилегий;
- осуждение поведения;
- народное средство.
Правила наказания
1) Наказывая, подумай: Зачем? Для чего?
2) Наказание никогда не должно вредить здоровью.
3) Если есть сомнения, наказывать или нет - не наказывать! Никаких наказаний не должно быть "на всякий случай", даже если кажется, что вы слишком добрая (ый) и мягкая (ий).
4) За один раз можно наказать только за один проступок. "Салат" из наказаний не для детей.
5) Запоздало не наказывать – за давностью все списывается.
6) Наказан значит прощен, страницу жизни перевернул – никаких напоминаний.
7) Любое наказание не должно сопровождаться унижением, не должно рассматриваться как торжество силы взрослого над слабостью ребенка.
8) Ребенок не может не огорчать – это нормально, поэтому относиться к этому нужно соответственно. Не стремиться переделывать ребенка, а также не допускать, чтобы он жил в страхе перед наказанием.
Нельзя наказывать лишением любви!
Составила: психолог ГДППНД (г.Минск) Кудрявцева О.А.
Без криков и наказаний. Давайте попробуем разобраться, почему это не всегда у нас получается, и узнаем, что нужно сделать для того, чтобы в нашем доме царила мирная и спокойная обстановка.
По мнению психологов, зачастую родителям не удается ничего добиться словами, потому что они используют неправильную методику воспитания. Также специалисты отмечают, что большую роль в этом вопросе играет и темперамент малыша. Конечно, в воспитании ребенка советов, которые бы одинаково подходили каждой отдельной семье, быть не может. Однако основные правила, соблюдая которые можно построить правильные взаимоотношения, следует знать.
Кризисы возраста у детей
Иногда родители неправильно определяют причины своих детей. Мамы и папы думают, что они поступают не так, как следует, вопреки запретам и назло. Оказывается, что причиной капризов и истерик во многих случаях является кризис возраста, который знаменует основные этапы взросления ребенка.
Этапы взросления несовершеннолетних детей:
- С двух до четырех лет. Это тот возраст, когда ребенок впервые начинает проявлять свой характер. Ему хочется быть более самостоятельным, чем это позволяют родители. Избежать криков и наказаний в этом возрасте достаточно просто.
- Семь лет. В этом возрасте дети во многих вопросах становятся независимыми от своих мам и пап. Сложность состоит в том, что у ребенка в семь лет могут появляться авторитеты помимо родителей.
- Подростковый возраст. Этот период психологи считают одним из самых сложных в жизни каждого человека.
Главные правила педагогики
- В первую очередь нужно отметить, что нельзя давить на своих маленьких детей авторитетом и всячески пытаться сдерживать их самостоятельность. Это палка о двух концах. С одной стороны, можно воспитать довольно послушного ребенка. Но с другой стороны, это также грозит тем, что во взрослом возрасте он не сможет брать ответственность за свои поступки. Отношения родителей и детей должны выстраиваться по принципу партнерства.
- Не требуйте от ребенка послушания в форме ультиматумов и приказов. Намного правильнее свои просьбы преподносить в виде пожеланий.
- Чаще хвалите своего ребенка за хорошие дела.
- Никогда не повышайте в разговоре с малышом голос, не теряйте самообладания и будьте спокойны.
- Помните, что вы авторитет для детей. Всегда будьте положительным примером для них. Малыши видят в родителях идеал и внимательно наблюдают за тем, как они ведут себя в кругу семьи и среди чужих людей. Прежде чем отчитать своего ребенка за нарушение каких-либо запретов, убедитесь, что вы также их не нарушаете.
Учимся наказывать детей правильно
Некоторые родители считают, что не может быть воспитан без наказаний и криков. Они уверены, что это является одной из составляющих педагогического процесса. В этом случае мамы и папы должны четко придерживаться граней наказания. Им следует понять, что целью воспитания ни в коем случае не должна становиться месть, и соблюдать некоторые правила:
- В отношениях с ребенком не должно быть абсолютно никакого насилия. Избегать нужно даже легких шлепков якобы в шутку.
- Требования родителей должны быть последовательны всегда. Нельзя в разное время по-разному относиться к одному и тому же проступку ребенка.
- Малыш должен знать, что непослушание повлечет за собой плохие последствия.
- Наказывать нужно сразу же после проступка. Меры, которые будут предприняты позже, не будут восприняты должным образом и потеряют свою эффективность.
- Наказание детей в семье должно быть временным.
- Плохой поступок нужно обсуждать наедине с ребенком.
- Нельзя оскорблять или же приклеивать малышу ярлык. Осуждению подлежит конкретное действие, а не личность ребенка.
- Не стоит вспоминать детям их прежние проступки. Обсуждая наказание ребенка, говорить с ним лишь о том, в чем он провинился сейчас.
Шлепать или нет ребенка в 2 года?
Особенно нужно разобраться с наказанием ребенка до трехлетнего возраста. Ругать малыша или нет, как поступать с непослушным крохой? Некоторые родители, не задумываясь, применяют физическую силу: ставят в угол или же шлепают по попе. Другие же взрослые предпочитают оказывать на ребенка моральное давление, к примеру отказываются почитать малышу перед сном или не дают посмотреть мультик.
- справедливое,
- несправедливое.
Справедливой считается мера воздействия, следующая за нарушение правил, которые ранее родители с ребенком обсудили. Если малыш наказан несправедливо, то в результате он получает очень сильную обиду, а его родители - глубокое чувство вины. Речь идет о ситуациях, в которых присутствует непонимание смысла наказания. Поэтому мамы и папы должны максимально конкретизировать свои требования к ребенку.
Также родители зачастую несправедливо наказывают своих детей из-за влияния каких-либо ситуаций, не связанных напрямую с поведением малышей. Взрослые должны научиться контролировать свое психоэмоциональное состояние. Это позволит детям не путаться из-за непоследовательного поведения родителей.
Самой трагической, по мнению психологов, является ситуация, когда ребенка наказывают, потому что он нелюбимый. Если родители нашли в себе силы признать это, то они могут попытаться исправить ситуацию. Отношения с детьми у таких родителей должны строиться на чувстве долга.
Педагоги не устают повторять, что главная задача мам и пап заключается в том, чтобы вырастить своих детей с минимальными психологическими травмами.
Методы поощрения ребенка
Метод поощрения ребенка за хорошее поведение выбирается исходя из его возраста. Так, чем младше малыш, тем ощутимее для него должно быть поощрение. Можно подарить ребенку новую игрушку, которую он давно хотел, или же подольше поиграть с ним. Старшим детям можно в качестве одобрения предложить сходить в ближайшие выходные в цирк или в развлекательный комплекс. У ребят повзрослее лучше развито чувство времени, поэтому они воспримут эту награду правильно.
Методы наказания
Выбирая методы наказания ребенка, нужно также исходить из его возраста:
- Изоляция. Если ребенок провинился, его либо ставят в угол, либо же оставляют в комнате. Поблизости не должно быть никаких развлечений, чтобы малыш смог спокойно обдумать свой проступок и осознать вину. Время этого наказания рассчитать очень просто: сколько ребенку лет, столько минут он должен быть изолирован.
- Лишение удовольствий. Если непослушный ребенок совершил нелицеприятный поступок, то в качестве наказания будет уместно лишить его на некоторое время сладостей или любимой игрушки.
- Наказание ребенка чужим человеком. Этот метод очень эффективен. Ребята близко к сердцу воспринимают критику посторонних, поэтому можно попросить чужого человека рассказать о вреде плохого поведения.
- Крик. Этот метод нужно использовать лишь в опасных для здоровья ребенка ситуациях. Накричать на малыша можно, чтобы он прекратил опасное действие. В остальных случаях этого делать не нужно. Малыш, скорее всего, не поймет, в чем суть родительских претензий, а вот стиль такого поведения усвоит на отлично и будет применять в ваш адрес.
- Строгость. Некоторым родителям достаточно лишь строго взглянуть на ребенка, как он уже начинает размышлять о своем поведении. Излишняя строгость приводит к тому, что малыш начинает врать, чтобы избежать наказания.
Каждый родитель на собственном опыте убеждается, что воспитание ребенка - это одна из самых сложных миссий в жизни человека. Если взрослые обладают знаниями, как это делать правильно, то растить малыша во взаимопонимании и любви им будет намного проще.
Введение
Основная часть
1. Развитие методов поощрения и наказания в различных странах
2. Методы стимулирования
2.1 Поощрение
2.2 Наказание
2.3 Педагогическая оценка
3. Использование методов стимулирования в современных школах
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложения А
Приложения В
1. Основная часть
Развитие методов поощрения и наказания в различных странах
Вопрос о поощрениях и наказаниях воспитания детей является в педагогике одним из самых запутанных. Более того- щепетильных. Ведь исходя из идеалов гуманизма, ребенка нельзя наказывать ни в коем случае, а поощрением для него должно являться только чувство переживания успеха, ощущение личностного роста. Не случайно дисциплинарные воздействия прочно отождествляются с авторитарной педагогикой. А их применение считается уделом жестокого от своей профессиональной беспомощности учителя. Следствием плохо организованной работы в образовательном учреждении. К сожалению, Действительность всегда была далека от простодушных идеалов. И вся реальная история педагогики – это, по сути дела, история поощрений и наказаний.
Кстати, наиболее мягко обстояло с этим делом на заре цивилизации – в первобытном обществе, где обдуманные «хладнокровные» наказания вообще не применялись. В сильном раздражении взрослый мог прикрикнуть на ребенка или шлепнуть его. Но чаще всего он ограничивался угрозой, например, стучал палкой по следам ребенка, не прикасаясь к нему, давая, таким образом, выход накопившемуся раздражению, и как бы предупреждая о том, что может сделать, если выйдет из себя. Средством же поощрения преимущественно служило одобрение взрослым поступков ребенка.
Однако по мере становления школы как социального института наказание и поощрение решительно выходят на авансцену педагогической деятельности. Причем в цивилизациях Дальнего Востока физическое наказание отнюдь не рассматривалось как способ унижения ученика, трактовалось не столько как дисциплинарное, сколько в качестве эффективного и удобного в применении дидактических средств. Так, например, в Египте телесное наказание использовалось в школах настолько часто, что понятие «учить» и «подвергать телесному наказанию» обозначалось одним и тем же иероглифом со знаком бьющей руки. Именно в Египте впервые появилось сакраментальное выражение: «Ухо мальчика на спине его, он слышит когда его бьют». Впрочем поркой дело не ограничивалось, непокорных учеников бывало даже заковывали в колодки. Разумеется, такой подход отражал особенность древнеегипетской педагогики, она рассматривала ребенка как незавершенного взрослого, сознательно игнорируя специфику детского возраста.
Впрочем педагогическая жесткость опиралась на Востоке на традиции семейного воспитания. В «Притчах Соломона» (начало I тыс. до н.э.) рекомендовалось широко применять телесные наказания: «Кто жалеет розги свои, тот ненавидит сына, а кто любит, тот с детства наказывает». В Талмуде также подчеркивалось, что жесткое воспитание на ранних стадиях развития ребенка- залог его хорошей судьбы, а отец, бьющий дитя, его спасает. Более того, существовала традиция самых суровых наказаний, вплоть до лишения жизни провинившегося ученика или воспитанника.
Неудивительно, что такой суровый подход к ученику был вообще присущ древневосточной педагогике. В Месопотамии это, например, отразилось в поговорках: «Глупость привязана к сердцу мальчика, но посох назидания удалит ее от него», «Посох и обличение даст мудрость, а мальчик, оставленный без надзора, посрамит мать свою». В целом запрет, упрек, телесное наказание - все, что не давало личности возможности выйти за установленные обществом рамки, рассматривалось как основное средство воспитания.
Причины этого различны: здесь и традиции семейного воспитания, и стереотипы школьной педагогики – каждое новое поколение учителей наследовало палочную дисциплину, жестокое отношение к ученикам в отметку за собственные страдания (своеобразная «дедовщина»). Но сказывались и недостатки методики обучения: объем учебного материала, который должен был наизусть выучить школьник, превышал физиологические возможности человеческого мозга.
Что же касается поощрений, то преимущественно, кроме традиционного одобрения, похвалы, использовался своего рода стимул перспективы. Тексты, по которым обучались письму и чтению, содержали оды, воспевающую прекрасную жизнь чиновников, ради которой можно и потерпеть тяготы обучения. Другим методом была соревновательность: ученику постоянно внушалась мысль, что он должен превзойти в знаниях своего товарища.
По мере развития общества поощрение все чаще трактуется как эффективное воспитательной средство: « Награда и палка одинаково весят в руке мудреца». В египетской педагогике эллинистического времени (III-I вв. до н.э.) телесное наказание вообще больше не воспринималось как универсальное. На первый план начинают выступать внутренние нравственные мотивы человеческого поведения: «Бог письма поместил на земле палку, чтобы воспитывать глупца. Для умного же сотворил он стыд».
Оригинальные меры поощрения и наказания использовались в еврейских школах в период Талмуда (I-II вв. до н.э.). в школах ставились семь скамеек и близость места сидения ученика по отношению к педагогу точно соотносилась с его успехами. Излишнее жесткое отношение к воспитанникам прощалось, если данный учитель успешно преподавал. Однако в III-V вв. начинает усиливаться тенденция к сведению телесных наказаний до минимума. Были разработаны подробные инструкции, которые ограничивали процедуру наказаний, более того, учителя, переусердствующие в битье, строго наказывались.
Конечно, применение телесных наказаний неразрывно было связано с уровнем профессиональной квалификации педагога, ступенью обучения. Наиболее часто они практиковались в начальной школе у малознающих педагогов. Про таких в Арабском халифате складывались уничижительные поговорки типа: «Этот человек глупее учителя начальной школы», «Не ищи совета у учителя, пастуха и дамского угодника»
Сегодня продолжим рассмотрение родительского контроля за выполнением детьми требований и запретов, и остановимся на теме: родительские наказания и поощрения детей
Родительское наказания и поощрения детей
Контроль исполнения требований и запретов может быть тотальным, систематическим, ситуативным, и отсутствовать вообще (т.е. попустительство). При том, что иногда требуются наказания и поощрения ребенка …
Рассмотрим каждый вид контроля в отдельности, и далее, увидим как правильно наказывать и поощрять детей
Тотальный контроль выполнения требований и запретов охватывает практически все области жизни ребенка, вплоть до мелочей.
Родитель хочет знать о ребенке все: от мыслей, чувств и переживаний до его поступков и поведения.
При тотальном контроле ребенок теряет чувство безопасности и интимности внутреннего мира. У ребенка появляется тревога, он теряет чувство свободы переживает зависимость. У него рождается чувство подчинения, беспомощности и бессилия.
Систематический контроль
разделяет (дифференцирует) сферы жизнедеятельности ребенка на участки, которые контролируются родителем, и участки, которые контролируются ребенком. Этот вид контроля дает ребенку необходимую самостоятельность, но, в тоже время, сохраняет стабильное наблюдение родителя за его поведением и деятельностью.
Этот способ контроля исполнения требований и запретов является оптимальным.
Ситуативный контроль является случайным, он непоследователен, непродуман, не обоснован возрастно-психологическими и индивидуально личностными (Личность ребенка) особенностями ребенка. При таком виде контроля, у ребенка не развивается самоконтроль.
Отсутствие контроля , или попустительство, крайне отрицательно влияет на ответственность, произвольную регуляцию и волю ребенка. Такие дети импульсивны (удовлетворение случайных позывов управляет поведением), порой асоциальны (не умеют вести себя в обществе), и с низкой саморегуляцией.
Родительский контроль исполнения требований и запретов
может осуществляться или по результату действия , или по способу действия . Если контроль осуществляется по результату , то родитель не уделяет должного внимания на причины не успешности ребенка, а при контроле по способу , родитель смотрит на причины неудач ребенка. Контроль по результату не имеет смысла, если ребенок не владеет способом действия.
Со способами контроля закончили, и теперь перейдем к самому важному:
Как наказывать и поощрять детей
Психологический смысл наказаний и поощрений в том, что ребенок может чувствовать взаимозависимость своего поведения и поступков и тех правил и норм, которые приняты в обществе.Наказания и поощрения — суть, отрицательное и положительное подкрепление действий ребенка для регуляции его поведения.
Как педагоги, так и психологи против негативного подкрепления действий ребенка (негативное приводит к негативному), т.к. наказания (особенно частые и по пустякам) отрицательно сказываются на развитии личности ребенка.
Психологический анализ проблемы наказаний и поощрений представлен в психоанализе (З. Фрейд) , индивидуальной психологии (А. Адлер), поведенчиском подходе (Б.Ф. Скиннер, А. Бандура), гештальтпсихологии (К. Левин), гуманистической психологии (К. Роджерс, Т. Гордон и др.).
По мнению Альфреда Адлера решающую роль в формировании гармоничной, здоровой личности играют родительские отношения и тип семейного воспитания .
Э. Фромм считал, что облако негативных последствий от наказаний для развития личности является очень отрицательным фактором, эти последствия включают в себя чувство отверженности ребенка, страх потери родительской любви, детскую ревность, амбивалентное (по разному, неоднозначно) отношение к родителям, детскую ложь, социальные провокации.
А. Адлер делает основной упор на поощрения и положительные подкрепления поведения ребенка, т.к. любое наказание подкрепляет чувство неполноценности и ведет к формированию комплекса.
Наказания порождают озлобленность, точно также как принуждения и командование ребенком. При таких условиях у ребенка не формируется социальный интерес.
Взаимоуважение членов семьи, является главным принципом воспитания.
Поддержка и поощрения стали приоритетной стратегией в воспитании детей, они дают ребенку переживание чувства собственного достоинства и уважения к собственной личности.
Какие бывают наказания детей
: это физическая агрессия, вербальная агрессия, аффективное воздействие на ребенка, лишение родительской любви, ограничение активности ребенка, лишение благ и привилегий, инициирование чувства вины, принуждение к действию, наказание естественными последствиями, отложенный конфликт, блокирование нежелательного действия, логическое объяснение и обоснование (Р. Кэмпбелл, X. Джайнотт, Д. Лешли, П. Лич, Й. Раншбург, П. Поппер, Э. Лешан, Д. Нельсен, Л. Лот, С. Глен, А.С. Спиваковская и др.).
Физические наказания ребенка
: намеренное нанесение вреда как физического, так и психологического, связанного с переживанием боли, боязнью боли, низвержением и унижением личности ребенка.
Физические наказания детей приводят к морали власти и принуждения, малому усвоению социальных норм поведения, безынициативности, тревожности. изворотливости, лжи, покорности, зависимости, агрессивности, снижению чувства вины у ребенка, что препятствует формированию здорового самосознания; растет агрессивность, жестокость и склонность к насилию по отношению к другим.
Вербальные (словесные) наказания детей , такие как, порицание, упреки, ворчливость, осуждение, негативная оценка личности ребенка. В связи с чем происходят отрицательные последствия, при этом нарушается личностное развитие, формируется низкое самопринятие и самооценка, зависимость,тревожность, неуверенность в себе, мотивации избегания, скрытности, зависти. Следует иметь ввиду, что все высказывания родителя интерпретируются ребенком с точки зрения получения информации о себе (какой я есть); о родителе (какой человек отец, мать); об отношении родителя к ребенку («любит - не любит»).
Аффективное воздействие (гнев, ярость, крик)
приводят к потере ребенком чувствительности, эмпатии (сочувствия к другим), к чувству страха. При этом авторитет родителя падает, включается бессознательная защита и ребенок становится не чувствительным к родительским призывам и окрикам.
Такой вид наказания, крайняя эмоциональная форма воздействия на ребенка.
Лишение родительской любви, как метод наказания ребенка
демонстрируется родителем в случае нарушения требований или запретов в виде очевидного отвержения ребенка (по типу: Ты мне не нужен, раз ты так себя ведешь). В поведении родителя этот вид наказания проявляется в избегании контактов с ребенком. По данным исследований, такой способ наказания (в большинстве случаев) является не допустимым, т.к. может вызвать у ребенка страх, тревогу, потерю чувства безопасности. Хотя в ряде случаев такой вид наказания бывает весьма успешен только в том случае, когда ребенок реально видит, что это не постоянная мера, а ситуативная, и она относится не к личности ребенка, а к его поступку. В данном случае родителю необходимо использовать технику «Я» — сообщений (По типу: «Мне очень неприятен твой поступок, мне обидно», и т.п.).
Однако, ввиду воздействия на аффективное состояние ребенка, злоупотреблять этой формой наказания нельзя.
Ограничение активности ребенка в виде постановки в «угол», запирания в комнате, лишения прогулки, игр и т.п., вызывает чувство обиды, переживание беспомощности и зависимости о родителя; развивает пассивность или безынициативность, а также может вызвать у ребенка негативизм и различные виды протеста. Если такое наказание используется зачастую, то это может отразится на личностном развитии в целом. А, что касается запирания, особенно в темных помещениях, то это вообще, чревато фобиями.
Лишение благ и привилегий состоит из временного запрета на то, чем ребенок уже обладал. Такое наказание может быть действенным, если запрещенное благо является для ребенка действительно ценным.
Инициирование чувства вины включает в себя внушение ребенку представления о совершенном им моральном проступке, которое, в свою очередь, должно вызвать чувство вины и стыда у ребенка. Такой вид наказания может подойти только в том случае, если ребенком еще не приняты нормы морали, а когда они уже приняты и чувство вины за проступок у ребенка появляется само собой, то такое наказание может быть опасным, т.к. может сработать психологическая защита и проступок обесценится.
Также, такой вид наказания детей может формировать наказывающее самосознание, низкое самопринятие и самоуважение, что в свою очередь сделает из ребенка неудачника, избегающего малейших трудностей и любых дел, в которых ему будет казаться, что он будет не успешным.
Принуждение к действию — это когда родитель не объясняя причин заставляет ребенка что либо делать, при этом и не объясняет причин, и не обосновывает нужность этого действия (умывание, уборка постели и т.п.). Такие действия со стороны родителя воспринимаются ребенком как насилие и произвол, что в свою очередь, может привести к негативизму по отношению к родителю, или к пассивной покорности и подчинению власти. Плюс ко всему, у ребенка не разовьется самостоятельность и саморегуляция.
Наказание ребенка естественными последствиями происходит в том случае, когда ребенок сделал кокой-либо ущерб, и должен сам это исправить (По типу: Намусорил -убери, Получил двойку — исправь, и т.п.). Этот способ наказания считается эффективным, потому что способствует конструктивному выходу из данной ситуации. Для родителя этот метод труден, потому что он (родитель) не может отказаться от немедленного реагирования на нарушение ребенка, а здесь необходимо проявить некоторую выдержку (потянуть время), дать ребенку возможность проявить инициативу, и не требовать от него немедленных действий (конечно же необходимо взирать на возраст и возможности ребенка). И, естественно не надо путать этот вид наказания от наказания трудом, в коем отражается принуждение к действию, со всеми вытекающими…
Отложенный конфликт — это когда родитель вносит в общение паузу, в силу того, что в данный момент он не готов контролировать ситуацию из-за своего эмоционального возбуждения.
Блокирование нежелательного действия используется в том случае, когда необходимо остановить действия ребенка которые могут причинить вред ему самому, окружающим или материальным и другим ценностям. После остановки действий ребенка, «разбор полетов» проводить лишь после отреагирования аффекта (разрядки эмоциональной напряженности ребенком).
Логическое объяснение и обоснование направляет ориентировку ребенка в последствиях его поступка на окружающих людей, ребенок, как бы предупреждается о возможных последствиях своих действий для других людей. Этот способ хорош тем, что он формирует у ребенка чувствительность (сенситивность) к результатам своих действий, и развивает эмпатию (способность сочувствовать другим), и также способствует моральному развитию ребенка.
Из вышесказанного следует то, что использовать для наказания можно лишь три метода, это: наказание естественными последствиями; блокирование нежелательного действия, а также логическое объяснение и обоснование. Остальные виды наказаний детей необходимо избегать.
1) Наказание должно соответствовать возрасту ребенка и тяжести проступка;
2) Наказание не должно быть отложено, чтобы не породить страх, тревогу и депрессию;
3) В состоянии аффекта (сильного нервного волнения) нельзя наказывать;
4) Не надо делать проступок ребенка достоянием общественности (ни с кем не обсуждать);
5) Родителям не стоит идти одним фронтом на ребенка.
6) Родителям не спорить в присутствии ребенка по поводу мер воздействия на него.
А теперь, давайте рассмотрим какие бывают поощрения детей
Похвала, ласка, совместная деятельность, материальное поощрение, разрешение активности с расширением прав ребенка.
Рассмотрим поощрения детей более подробно:
Похвала — это самый распространенный способ родительского поощрения ребенка. Продуктивная похвала представляет собой описание результатов действий ребенка и их значения для окружающих. Неоправданная похвала содержит прямые оценки личности ребенка, сравнения, не адекватные его реальным достижениям и возможностям. Главное в похвале, то какие выводы из нее делает сам ребенок, а не ее текст. Если она для него реалистична, в отношении его возможностей и самооценки, то выводы ребенка оказывают позитивное воздействие на его саморегуляцию, а если она надумана, то эффект будет обратным позитиву. Необоснованная похвала воспринимается ребенком как насмешка. Не стоит слишком часто хвалить ребенка, чтобы не возникло чувство зависимости, подчиненности (особенно у подростков)(как родителям воспитывать подростка) , ибо может возникнуть страх лишения позитивной оценки, неуверенность в своих силах, или же наоборот, потеряется критичность к себе.
Ни в коем случае нельзя хвалить ребенка в сравнении с кем либо, это может породить конкуренцию, ревность, зависть в общении со сверстниками, и не нужно хвалить ребенка в присутствии группы сверстников, которые могут не так понять, т.к. их оценка может не совпасть с оценкой родителя.
Ласка является позитивным контактом ребенка с родителем в словесной (вербальной) или тактильной (касание), и другой невербальной форме (мимика, жесты, поза). Ласка является для ребенка убедительным свидетельством положительной оценки родителем его поступка, повышает уверенность в себе, чувство безопасности и принятия, самооценку и самоуважение. Необходимо также, чтобы ласка и выражение любви родителей к ребенку не были жестко привязаны к его успехам и достижениям.
Совместная деятельность, как метод поощрения ребенка — это совместная игра с ребенком, предложение принять участие в привлекательном общем занятии. Это очень продуктивный вид поощрения, однако не должно быть так, чтобы совместная деятельность с родителем в жизни ребенка, выступала лишь как средство поощрения.
Материальное поощрение детей — (подарки, награды) может быть эффективно. Однако такие поощрения не следует связывать с конкретными достижениями ребенка, послушанием, выполнением требований родителей. Обещание вознаграждения за хорошее поведение или за определенный результат может запросто привести к формированию прагматичности ребенка, к тому же ребенок начнет ставить условия.
Разрешение активности с расширением прав ребенка должно выполнятся не из-за воли родителя, и не в качестве награды, а как оценка взрослости и самостоятельности ребенка, доказанной его поступками и поведением.
Поощрений должно быть гораздо больше, чем наказаний
Поощрения нужно психологически правильно вставлять в родительское воспитание ребенка, их не может быть слишком много, поощрения должны стимулировать ребенка к самостоятельности и к творчеству, они должны создавать атмосферу принятия, любви к ребенку, подтверждения его значимости и самоценности как личности.
Желаю всем родителям удачи в нелегком труде воспитания детей!
Часто задаваемые вопросы: